Целевой рынок и оценка емкости рынка
Проведенный опрос жителей Санкт-Петербурга в возрасте от 16 лет и старше показал, что 80% опрошенных употребляют в пищу макаронные изделия. Частота покупки макарон показана на рис. П4.1.
Самые популярные виды макаронных изделий в Петербурге – перья, рожки и спирали – их предпочитают 53% покупателей, тогда как спагетти предпочитают 22-26%% покупателей.
Среднее расчетное количество покупаемых макаронных изделий в Санкт-Петербурге за месяц – 2,8-2,9 тыс. т. Из них:
§ 2,5-2,55 тыс. т. – фасованных;
§ 0,3-0,35 тыс. т. – развесных.
Рис. П4.1 Частота покупки макаронных изделий жителями Санкт-Петербурга[5]
В настоящее время объем реализации макаронных изделий за месяц оценивается в 48-49 млн. руб.[6] За последние 10 лет объем потребления макаронных изделий изменился незначительно (например, в 1996 по данным Петербургкомстата он составлял 2,6 тыс. т. в мес.).
Российское среднедушевое потребление макаронных изделий составляет ок. 10,5 кг в год, что существенно выше регионального уровня потребления – 6,7 кг. в год.
Поведение покупателей макаронных изделий достаточно консервативно – они стремятся покупать то, что уже знают. Наиболее известными торговыми марками в Санкт-Петербурге являются марки «Макфа» («Макфа», Челябинск) и «Знатные» (ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика», СПб). Торговая марка «Макфа» стоит на первом месте по степени известности, в то время как марка «Знатные» лидирует по объему покупок и степени представленности в розничной сети.
На рис. П4.2 представлены доли, занимаемые основными марками, присутствующими на петербургском рынке[7].
Как свидетельствует данные, приведенные на рис. П4.3, макаронные изделия приобретаются вне зависимости от возраста, при этом мужчинами совершается лишь каждая четвертая покупка[8].
Рис. П4.2 Структура петербургского рынка макаронных изделий в разрезе торговых марок
Рис. П4.3 Возрастная сегментация покупателей макаронных изделий
Описание конкурентов
На российском рынке макаронных изделий работают более 1000 компаний. Их можно разделить на три группы.
Первую группу образуют крупнейшие производители макаронных изделий. Средний объем производства 18-20 тыс. тонн в год. По итогам 2004 года, в эту группу вошли челябинская фабрика «Макфа», московская фабрика «Экстра М» и «1-ая Петербургская макаронная фабрика». Их суммарная доля в общероссийском производстве составляет более 60%.
Вторую группу образуют предприятия, которые в сумме охватывают около 20% общероссийского рынка макаронных изделий. В основном это фабрики, обеспечивающие потребности локальных региональных рынков. Средние объемы производства макаронной продукции в данной группе колеблются в пределах 11-23 тыс. тонн в год на компанию.
В третью группу входят мелкие фирмы, средний объем производства которых, составляет от 10 до 1000 тонн макаронных изделий в год. На их долю в сумме приходится около 10% общероссийского производства макаронных изделий.
Следует отметить, что позиции средних и мелких предприятий за последние два года стали заметно слабей. Им пришлось отдать часть собственного рынка крупным производителям, проигрывая в конкурентной борьбе.
Основные конкуренты ООО «Колос» входят во вторую группу предприятий. Это такие производители, как Санкт-Петербургская макаронная фабрика «Авиола», ОАО «Липецкхлебмакаронпром» (филиал в Санкт-Петербурге) и объединение «Союз-Пищепром». Для фасованных макаронных изделий средняя оптовая отпускная цена на рынке С.-Петербурга и Ленинградской области во второй группе предприятий в пересчете 1 кг составляет 19,5 руб./кг (для упаковок весом 400-450 г).
Таблица П4.1
Сравнение с конкурентами
Наименование | Упаков-ка, г | Оптовая цена[9] | Отклоне-ние (в % от сред-ней цены на рынке) | Цвет макарон | Время варки, мин. | Качество упаковки | |
руб.\уп. | руб./кг | ||||||
Санкт-Петербургская макаронная фабрика «Авиола» | 9,1 | 20,2 | 3,7% | белый | 6-8 | Ниже среднего | |
ОАО «Липецкхлеб-макаронпром» | 8,0 | 20,0 | 2,6% | желтый | Среднее | ||
Объединение «Союз-Пищепром» | 8,6 | 19,1 | -2,0% | желтый | Среднее | ||
ООО «Колос» | 8,4 | 18,7 | -4,3% | светло-желтый | Высокое |
Основным конкурентным преимуществом ООО «Колос» станут: высокие потребительские свойства продукции, достигаемые за счет использования высококачественного сырья для производства макаронных изделий и лучшее качество упаковки, а также более низкая цена продукции.
Планирование объемов сбыта и доли рынка
ООО «Колос», планирует выйти на рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области с макаронными изделиями под маркой «Солнечные» зимой 2005-2006 года. К этому времени ожидается увеличение спроса на макароны, обусловленное сезонными колебаниями.
Объем потребления макаронных изделий в месяц составляет около 3 тыс. тонн (согласно данных конъюнктурного обзора, представленного на marketing.spb.ru). Из них на долю макарон из твердых сортов пшеницы приходится 2,6 тыс. тонн. ООО «Колос» планирует выпускать 140,8 тонн макарон в месяц, из которых на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области будет реализовываться около 100 тонн. ООО «Колос» рассчитывает к лету 2006 года завоевать 5% рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В случае благоприятной ситуации на рынке возможно увеличение доли рынка до 6%.
В среднесрочной перспективе не ожидается роста рынка макаронных изделий. Тем не менее, тенденция к увеличению премиального сегмента рынка и продукции группы А (к этому сегменту рынка относится продукция ООО «Колос»), позволяет оценить ситуацию как благоприятную для выхода на рынок.
Продукция компании ООО «Колос» будет позиционироваться в среднем ценовом сегменте. Исследования маркетологов, как и свидетельства представителей торговых компаний, подтверждают, что этому сегменту, как никакому другому, сейчас необходимы новые качественные продукты.
Номинальный объем продаж ООО «Колос» определен в табл. П4.2.
Таблица П4.2
График выхода на номинальный объем продаж (в процентах от номинального)
Вид готовой продукции в расфасовке, кг | Номинальный объем продаж, тыс. уп./год | Янв | Фев | Мар | Апр | Май 2006 | Июн 2006 | Июл 2006 |
0,45 | 1 878 | 0% | 0% | 0% | 50% | 75% | 95% | 100% |
0,80 | 0% | 0% | 0% | 49% | 76% | 95% | 98% | |
2,00 | 0% | 0% | 0% | 50% | 78% | 92% | 99% |
Рынок макаронных изделий подвержен сезонным колебаниям. Коэффициенты сезонности сбыта, отражены в табл. П4.3.
Таблица П4.3