Анализ структуры ассортимента предприятия
Ассортиментная группа | 2011 г. | 2012 г. | Темп роста, % | 2012 г. в объеме 2011 г. |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | ||||
Молочные продукты | 40 347,7 | 39 607,8 | 98,2 | 39 607,8 |
Кисломолочные продукты | 30 770,7 | 32 636,5 | 106,1 | 30 770,7 |
Сыры кисломолочные | 15 345,6 | 12 635,7 | 82,3 | 12 635,7 |
Итого | 86 464 | 84 880 | 83 014,2 |
Данные таблицы 4.8 показывают, что по ассортиментной продукции темп роста составляет 96 % (83 014,2/86 464 × 100). При этом из трех ассортиментных групп рост произошел только по молочным и кисломолочным продуктам.
Цена
При анализе данного инструмента маркетинга интерес представляют данные об уровне рыночных цен, ценах конкурентов, ценах на товары-аналоги, комплектующих, ценах на материалы и сырье. Перечисленные цены относятся к «внешней» информации, получаемой из внешней среды окружения предприятия. Другая составляющая в анализе цен – изучение структуры цен на товары своего предприятия.
В данном разделе необходимо остановиться на некоторых финансовых и ценовых вопросах, относящихся к товарам и услугам своего предприятия. Отпускная цена на товары предприятия подвержена изменениям в зависимости от общей экономической ситуации в стране и мире, собственных затрат и издержек, от средний рыночных цен и диапазонов их изменения.
Для проведения маркетингового анализа финансовых результатов продаж необходимы следующие данные:
1) о себестоимости товаров или групп товаров для сопоставлений рентабельности разных наименований товаров и услуг;
2) себестоимости работы с отдельными покупателями или с группами покупателей для оценки прибыльности;
3) затратах на обеспечение продаж по разным каналам сбыта для их поддержания.
Распространенным методом определения цены на свои товары является подход, в котором себестоимость собственного товара и закладываемая норма прибыли – главные критерии:
Цена = Себестоимость + Норма прибыли.
Однако в конкурентных условиях можно использовать и другой метод ценообразования, при котором в качестве основного критерия используются требующаяся норма прибыли и конкурентная рыночная цена, исходя из которых вычисляется требующаяся себестоимость для производства товара или услуги:
Себестоимость (Издержки) = Конкурентная цена – Норма прибыли.
При проведении маркетингового анализа товарных групп весьма эффективным является использование метода сумм покрытий [40].
В отличие от сметного метода расчета цены метод покрытий позволяет проводить анализ фактических доходов и затрат, которые возникают по результатам деятельности предприятий.
С помощью этого метода весьма удобно анализировать влияние многих маркетинговых факторов на результаты продаж. В нем принимается во внимание и реакция рынка, и возможности применять скидки при продажах, и потери от распродаж и мн. др. В этом методе все затраты делятся на две группы: переменные и постоянные.
Переменные – это затраты, которые пропорционально присутствуют в каждой единице товара или услуги. Например, при изготовлении швейной иглы переменные затраты сложатся из затрат на покупку металла и издержек изготовления иглы.
Постоянные – это затраты складирования, транспортировки, административных расходов и т.д. Например, при изготовлении игл к постоянным можно отнести затраты на содержание помещений, в которых работает оборудование и находятся люди, вне зависимости от количества произведенных игл.
В литературе часто используются два термина: затраты и издержки. На первый взгляд оба термина говорят об одном и том же – что нужно вложить для получения прибыли. Но между ними имеется принципиальная разница. Затраты (траты) относятся к переменным расходам и имеют характер внешних платежей (за комплектующие, энергию, сырье, детали). Изменить затраты можно, найдя нового поставщика, за счет экономной организации доставки и хранения. А издержки – это дополнительно затраченные предприятием средства для обеспечения своей хозяйственной деятельности.
Метод сумм покрытий можно отнести к оперативному способу анализа экономической эффективности. Отправной точкой анализа является реальный доход, полученный от продаж. Доход от продаж – это не плановый, а фактический показатель.
Под термином «покрытие» понимается разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Смысл такой операции заключается в том, чтобы вычленить затраты, относящиеся к переменным. «Покрытие» – это те деньги, которые необходимо заработать для обеспечения деятельности всего предприятия и получения прибыли.
После нахождения суммы покрытия остается то, что составляет постоянные расходы (издержки) и валовую прибыль. Этой частью финансов предприятие реально управляет. Издержки можно снижать (а можно намеренно завышать), долю доходов тоже можно варьировать в зависимости от аппетитов собственников и высших менеджеров.
Схему анализа сумм покрытий для товара можно представить в следующем виде:
Сумма покрытия = Выручка от реализации – переменные затраты;
Прибыль = Сумма покрытия – постоянные издержки
Например:
Выручка от реализации | 500 тыс. руб. |
- переменные затраты | 250 тыс. руб. |
= сумма покрытия | 250 тыс. руб. |
- постоянные издержки | 200 тыс. руб. |
= прибыль | 50 тыс. руб. |
Важным направлением маркетингового анализа цены является изучение сложившийся системы предоставления скидок. В практической деятельности используются следующие основные системы скидок:
1) функциональные скидки предоставляются партнерам и посредникам, которые берут на себя часть функций реализации товара и дальнейшего сервиса. Например, дистрибьюторские компании, продающие бытовую электротехнику, получают подобные скидки за возможный обмен приобретенного товара;
2) скидки за количество предоставляются покупателям, которые приобретают единовременно большее количество товаров или услуг. Данные скидки стимулируют больший объем покупок в рамках одного заказа. Тем самым предприятие имеет возможность сократить собственные расходы на обслуживание покупателя. Примером может служить более низкая стоимость одного пакета молока, если покупатель приобретает его в упаковке, вмещающей 12 штук;
3) временные скидки предоставляются в случаях, когда сроки выполнения заказа заранее определены. Таким образом стимулируются продажи мебели отечественными производителями. Ино-гда временные скидки устанавливаются в периоды традиционного снижения покупательского спроса, например, сетевые магазины розничной продажи электроники и бытовой техники традиционно устанавливают такие скидки в предновогодний период;
4) скидки за «верность» предоставляются за долгосрочное партнерство. Например, розничные магазины по продаже обуви предлагают специальные талоны покупателям, а на автозаправках используются специальные накопительные карточки, по которым сумма скидки зависит от общего объема потребления клиента;
5) специальные скидки, например скидки персоналу, работающему на предприятии, за приобретение своей продукции. Такие скидки могут устанавливаться определенным группам потребителей, скажем, пенсионерам;
6) скидки за оплату наличными используются во всем мире для ускорения процесса получения платежей.
Пример анализа для двух товарных групп, которые условно названы АА и ББ, показан в таблице 4.9.
Таблица 4.9