Учет плательщиков и контроль за уплатой
Учет плательщиков и контроль за расчетом и уплатой налогов ведут налоговые органы.
Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уп-лачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр непра-вильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.
В этих случаях дополнительно исчисленные суммы налога уплачиваются в сле-дующие сроки:
• суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, равными долями в остающиеся до конца года сроки платежей, но с тем, чтобы на уплату соответству-ющей суммы плательщику было предоставлено не менее 15 дней с момента вруче-ния платежного извещения на доплату налога;
• суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, равными долями в два срока в течение месяца после:
• начисления суммы (после вручения извещения) и первого срока уплаты.
Такие же сроки установлены и при перерасчете платежей и до начислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением площади земельных участков, неправильным применением ставок.
В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,7% с суммы недоимки за каждый день просрочки.
Такие же сроки установлены и при пересчете платежей и до начисленных сумм за текущий год в связи с неправильным определением площади земельных участков, неправильным применением ставок.
Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с возникновени-ем права на льготы и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчис-ленных на текущий год сумм в связи с пересмотром обложения или возникновением у плательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежащие снижению, исключаются равными долями по двум срокам уплаты. Если сумма налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью уплачена, приходящаяся на этот срок сложенная сумма исключается из очередного срока уплаты. Пеня, упла-ченная по этому сроку, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первона-чальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение пла-тежа по очередному сроку. Если ко времени понижения первоначально исчислен-ных сумм оба срока уплаты истекали и налог полностью уплачен, переплата возвра-щается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки.
Платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления:
• сельских органов местного самоуправления - за землю в пределах черты сельс-ких населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;
• поселковых, городских органов местного самоуправления - за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведении;
• органов местного самоуправления - за земли в границах района, за исключе-нием земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления.
Часть средств земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляется регионами на специальный бюджетный счет Российской Федерации. Эта доля устанавливается одновременно с утверждением бюджета на предстоящий финансовый год, исходя из потребности в ресурсах на централизо-ванно выполняемые мероприятия, это предусмотрено Законом РФ "О плате за землю".
Государственные налоговые инспекции ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.
При проверке налоговым органом с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собствен-ности, владения или пользования земельными участками, планам и другим докумен-там, отражающим данные о площади земельных участков. При проверке следует определить правильность применения ставок налога в связи с, возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам.
Для проверки полноты включения в расчет земельных участков, обслуживаю-щих жилищный фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточ-ки, книги, оборотная ведомость к счету 01 «Основные средства») установить их наличие и местоположение, сопоставить их с данными обособленного учета земельных участков на этом счете.
После окончания проверки составляется акт, в котором указываются все вы-явленные при проверке нарушения, и делается подробный расчет дополнительно исчисленных или сложенных сумм налога, а также финансовых санкций, предусмот-ренных законами России «О государственной налоговой службе РСФСР» и «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с указанием сроков их упла-ты. Копия акта вручается юридическому лицу, а расчет дополнительно начисленных или сложенных сумм передается для производства соответствующей отметки в лицевом счете плательщика.
Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей.
В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, определенном законодательством, с суммы недоимки за каждый день просрочки.
Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти.
Доля средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых республиками в составе РФ, краями, областями, автономной областью, автономными округами на специальный бюджетный счет РФ, устанавливается законодательными органами исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные ст. 24 Закона РФ «О плате за землю». Изменение указанных долей производится по представлению Правительства России одновременно с утверждением проекта бюджета на предстоящий финансовый год.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории, фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.
Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному налогу и арендной плате за землю ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по земельному налогу». Сумма налога (арендной платы), рассчитанная в установленном порядке, ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг).
Перечисленные суммы налога (арендной платы) в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетный счет».