Структурными элементами механизма государства являются

· Орган государства,

· Государственное учреждение,

· Материальные средства.

Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными пол-номочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канце-лярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству.

Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.

Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д.

Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государ-ства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений.

Учреждения занимают-ся каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчине-нии государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиня-ются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.).

Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента).

В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и мате-риальных средств.

Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государ-ственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть меха-низма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.

Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспе-чивают деятельность органов государства.

6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства

При характеристике механизма государства надо иметь в виду, что он образуется и дейст-вует в соответствии с определенными принципами.

Принципы организации и деятельности ме-ханизма государства - те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функциони-рует механизм государства.

Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.

Принципы - это только такие положения, идеи, ко-торые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности го-сударства.

Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят отражение и в текущем законодательстве (законы о правительстве, о ФСБ и т. д. - в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности этих органов).

Принци-пы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, опреде-ляются им.

В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:

  • принцип разделения властей;
  • принцип разграничения функций между органами государства;
  • принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает огра-ничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок дея-тельности органов государства, их полномочия, компетенция;
  • принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требова-ниями закона;
  • принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности ор-ганов государства, возможность народа влиять на власть);
  • принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Обратим внимание, что рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент - на организацию или на деятельность органа государства. Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность.

Законность как принцип организации государствен-ного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нор-мативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. Например, при нарушении законодательст-ва о выборах Президента или депутатов Государственной Думы эти органы будут нелигитимны, их деятельность, равно как и полномочия, будут юридически ничтожны, т. е. эти органы не вправе будут издавать общеобязательные веления (равно как и заниматься иной деятельностью, предписанной законом этим органам).

Государственные органы, созданные с нарушением процедуры их создания, вообще таковыми не являются.

Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

· органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции;

· органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (напри-мер, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государст-венная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы - приговоры, ре-шения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приго-вор - эти акты находятся не в их компетенции) ;

· все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительны.

Как видим, при характеристике каждого принципа выделяются моменты, характеризую-щие его как принцип организации механизма государства и как принцип деятельности механизма государства.

Наши рекомендации