А) для студентов очной формы обучения. Семинар №1 (Тема 1. «Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства»

Семинар №1 (Тема 1. «Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства». Тема 2. «Финансовая система страны, ее сферы и звенья».

Доклад «Закономерности движения доходов», «Современная структура финансовой системы».

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается сущность финансов?

2. Какие функции выполняют финансы, какова их взаимосвязь?

3. Как распределяется ВВП и национальные доход в государстве?

4. Раскройте понятие финансовой системы, опишите ее структуру.

5. Охарактеризуйте сферы финансовой системы.

6. Какие новые звенья финансовой системы появились в РФ в последние годы?

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-12; ПК-2, ПК-4, ПК-7.

Семинар №2 (Тема 3. «Финансовая политика». Тема 4 «Управление финансами»). *

Доклад «Современная финансовая политика, задачи посткризисного периода», «Реформирование системы органов управления финансами».

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность, принципы и задачи финансовой политики.

2. Раскройте понятие финансового механизма.

3. Каковы перспективы развития финансовой политики в РФ?

4. Расскажите о сущности, объектах и субъектах управления финансами.

5. Опишите систему органов управления финансами.

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс элементами проблемности.

В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, направляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5; ПК-7, ПК-8.

Семинар №3 (тема 5 «Финансовое планирование»). *

Доклад «Многоаспектность финансового планирования».

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте содержание и значение финансового планирования.

2. Охарактеризуйте изменение содержания и методологии финансового планирования в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

3. Опишите методы, используемые в процессе финансового планирования.

*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол».

Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ОК-9; ПК-2, ПК-3, ПК-7.

Семинар №4 (тема 6 «Финансовый контроль»). *

Доклад «Расширение сферы негосударственного финансового контроля».

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют критерии классификации финансового контроля?

2. Назовите органы финансового контроля и раскройте их задачи и функции.

3. Раскройте методы финансового контроля.

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованием метода «мозговой атаки».

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Он способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и стереотипов, сосредоточению на какой-либо конкретной цели. Основной сутью метода является генерирование любых, самых невероятных, фантастических, парадоксальных идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-9; ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7.

Семинар №5 (Тема 7. «Принципы организации финансов экономических субъектов в разных отраслях деятельности». Тема 8. «Основы функционирования финансов коммерческих предприятий»). *

Доклад «Особенности формирования уставного капитала экономических субъектов различных организационно-правовых форм», «Значение прибыли для развития коммерческой организации».

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте принципы организаций финансов экономических субъектов в зависимости от того на коммерческих или некоммерческих началах они действуют.

2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.

3. Охарактеризуйте факторы, которые влияют на финансовую устойчивость фирмы.

4. Покажите значение, основные направления и принципы распределения прибыли на предприятии. Раскройте понятие рентабельность.

5. Раскройте особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованиемметода анализа конкретных ситуаций.

Метод заключается в том, что на семинарском занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики. В этом случае от обучающихся требуется глубокий анализ предложенной ситуации и практическое решение поставленной задачи. Этот метод позволяет на семинарском занятии реализовать множество функций: исследования, изучения, оценки, обучения, воспитания, развития, самооценки и самоконтроля.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4,ОК-5, ОК-9, ОК-12; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-13.

Семинар №7 (Тема 9 «Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность». Тема 10 «Сущность, значение и основы страхования»).

Доклад «Источники финансирования организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность», «Перспективы развития страхового рынка в России».

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте особенности организации финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности.

2. Раскройте понятие, состав и структуру сметы расходов.

3. В чем заключается экономическая сущность и значение страховой защиты в общественном производстве?

4. Приведите различия добровольного и обязательного страхования.

5. Чем определяется тарифная политика в страховании?

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-8, ПК-13.

Семинар №8 (тема 11 «Социальное страхование»).

Доклад «Роль добровольного страхования в обеспечении социальной защиты».

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните, почему необходимо социальное страхование, в чем заключается его роль в социальной защите и роль в обществе?

2. Охарактеризуйте экономическую сущность и назначение социального страхования при временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

3. Раскройте сущность медицинского страхования, его значение в финансировании медицинских услуг.

4. Раскройте понятие и назначение пенсионного страхования, определите различия государственного и негосударственного пенсионного страхования.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5; ПК-1, ПК-8, ПК-13.

Семинар №9 (тема 12 «Основы функционирования государственных и муниципальных финансов»). *

Доклад «Современное состояние и перспективы развития государственных и муниципальных финансов».

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте понятие государственным финансам, раскройте их экономическое содержание и роль в обществе.

2. Охарактеризуйте состав и структуру государственных финансовых ресурсов, источники их формирования.

3. Раскройте экономическое содержание и структуру муниципальных финансов.

4. Дайте характеристику формам финансового регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованиемметода анализа конкретных ситуаций.

Метод заключается в том, что на семинарском занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики. В этом случае от обучающихся требуется глубокий анализ предложенной ситуации и практическое решение поставленной задачи. Этот метод позволяет на семинарском занятии реализовать множество функций: исследования, изучения, оценки, обучения, воспитания, развития, самооценки и самоконтроля.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ОК-12; ПК-4, ПК-8, ПК-13.

Семинар №10 (Тема 13 «Назначение государственного бюджета в экономике страны»*. Тема 14 «Бюджетное устройство и бюджетный процесс»).

Доклад «Роль стратегического бюджетного планирования в развитии экономики», «Динамика реформирования бюджетного устройства».

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность и экономическое назначение государственного бюджета, выделите его функции, специфические признаки, принципы построения.

2. Охарактеризуйте виды бюджетных доходов.

3. Дайте характеристику основных видов бюджетных расходов.

4. Раскройте понятие и составляющие бюджетного устройства.

5. Дайте характеристику основным формам межбюджетных отношений.

6. Раскройте сущность и этапы стадии разработки бюджета.

*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол».

Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-12; ПК-4, ПК-8, ПК-13.

Семинар №11 (Тема 15 «Государственный и муниципальный кредит»*. Темы 16 «Внебюджетные фонды» *).

Доклад «Динамика государственного долга», «Реформирование Пенсионного фонда», «Реформирование медицинского страхования».

Вопросы для обсуждения:

1. Какова сущность и функции государственного и муниципального кредита?

2. Раскройте специфические особенности государственного кредита.

3. Охарактеризуйте основные формы государственных заимствований.

4. Какие функции выполняет Пенсионный фонд РФ, источники его формирования и направления использования средств?

5. Какие функции выполняет Фонд социального страхования РФ, источники его формирования и направления использования средств?

6. Какие функции выполняют фонды обязательного медицинского страхования, источники формирования и направления использования их средств?

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованиемметода анализа конкретных ситуаций.

Метод заключается в том, что на семинарском занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики. В этом случае от обучающихся требуется глубокий анализ предложенной ситуации и практическое решение поставленной задачи. Этот метод позволяет на семинарском занятии реализовать множество функций: исследования, изучения, оценки, обучения, воспитания, развития, самооценки и самоконтроля.

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс элементами проблемности.

В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, направляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-12; ПК-4, ПК-8.

Семинар №12 (Темы 17 «Воздействие финансов на экономику и социальную сферу». Тема 18 «Роль финансов в развитии международного сотрудничества»*. Тема 19 «Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах»).

Доклад «Финансирование социального обеспечения», «Финансовое регулирование структурной перестройки», «Финансовая глобализация: влияние на экономику России», «Влияние государственного устройства на функционирование финансовой системы (страна по выбору)».

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте роль финансов в обеспечении развития экономики.

2. Раскройте воздействие финансов на рост уровня жизни населения.

3. Дайте характеристику деятельности международных финансовых фондов и участию России в них.

4. Расскажите об особенностях международных финансов в условиях глобализации мировой экономике.

5. Дайте характеристику финансовых систем европейских стран.

6. Охарактеризуйте финансовую систему Японии.

*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованием метода «мозговой атаки».

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Он способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и стереотипов, сосредоточению на какой-либо конкретной цели. Основной сутью метода является генерирование любых, самых невероятных, фантастических, парадоксальных идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-9, ОК-12; ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-13.

Наши рекомендации