Вопрос 2. Порядок создания коммерческих банков, их регистрация
Банковская система Российской Федерации, правовые основы ее деятельности
Порядок создания коммерческих банков, их регистрация
Банковские ресурсы коммерческих банков
4. Сущность и виды пассивных банковских операций
5. Сущность и виды активных банковских операций
Собственный капитал банка, его структура и формирование
7. Структура собственного капитала
8. Депозитные операции коммерческих банков
Организация налично-денежного обращения
10.Виды и характеристика безналичных расчетов
Сущность кредита, принципы кредитования.
Классификация банковских кредитов
13. Этапы процесса кредитования
14. Кредитный договор и его составляющие
Защита кредитных операций от кредитного риска
Оценка кредитоспособности заемщика
Порядок выдачи потребительских кредитов
18. Ипотечные кредиты: сущность, порядок предоставления
19. Операции банков с ценными бумагами
20. Операции банков с векселями
Расчеты с использованием пластиковых карточек
22. Ликвидность и платежеспособность банков
Ответы на вопросы по экзамену
Банковская система Российской Федерации, правовые основы ее деятельности
Банковская система Российской Федерации двухуровневая:
I – уровень Центральный банк – Банк России;
II уровень – система коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений.
I уровень. Банк России является центральным банком государства, эмиссионным и расчетным центром государства, банком банков и банкиром правительства.
Банк России устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков, выдает лицензии на ведение операций коммерческих банков, осуществляет их регулирование, а также контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков.
II уровень. Коммерческие банки – это основное звено кредитной системы страны, осуществляющее разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков:
1. В зависимости от формы собственности:
банки делятся на частные и государственные. Среди частных банков преобладают акционерные общества открытого или закрытого типа, могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью или кооперативного банка.
2. В зависимости от круга выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные (инвестиционные, ипотечные).
3. По территориальному делению банки бывают международные, республиканские и региональные.
4. В зависимости от организационной структуры существуют филиальные и безфилиальные банки.
Правовые основы деятельности
Банк России осуществляет свою деятельность в соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации – Банк России», законами России, Конституцией России, а также инструкциями для Банка России.
Коммерческие банки осуществляют свою деятельность в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» и законами России. Для ежедневного функционирования Банк России разработаны для коммерческих банков инструктивные указания на каждый вид деятельности банков, различные указы, утвержденные Банком России.
Вопрос 2. Порядок создания коммерческих банков, их регистрация
Коммерческий банк считается созданным с момента его регистрации в Банке России.
До момента регистрации в Банке России коммерческий банк должен сформировать свой Уставный фонд (капитал), который служит обеспечением его обязательств, и разработать свой Устав, в соответствии с которым он будет действовать.
Уставный фонд коммерческих банков формируется за счет средств акционеров, или паевых взносов участников. Владельцы, принимающие существенное участие в банке, должны иметь безупречную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое состояние.
Для государственной регистрации коммерческие банки представляют в Банк России такие документы:
1) заявление о регистрации Устава банка;
2) учредительный договор, подписанный учредителями и заверенный их печатью;
3) устав и протокол учредительного собрания;
4) экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс и расчет плана доходов и расходов, прибыли на конец первого года его деятельности;
5) бухгалтерские балансы учредителей, акционеров за последние 4 года, бизнес-план о видах деятельности;
6) заключение аудиторской организации, имеющей лицензию Банка России, о финансовом состоянии учредителей;
7) сведения о профессиональной пригодности Председателя Правления банка и главного бухгалтера, рекомендованных учредителями;
8) копию платежного документа о внесении платы за регистрацию;
9) Копию отчета о проведении открытой подписки на акции и списком акционеров;
10) справку о наличии необходимого помещения для банка (если оно арендовано, то Договор аренды на срок не менее 5-ти лет).
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в регистрации принимается Банком России не позже 3- месячного срока с момента предоставления полного пакета документов.
Регистрация банков осуществляется путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков, после чего банк приобретает статус юридического лица.
Банк России выдает банку свидетельство о его государственной регистрации по установленной форме.