Государственная регистрация коммерческих банков.

Все создаваемые в Российской Федерации коммерческие банки, как юридические лица, подлежат обязательной государственной регистрации. Для того чтобы получить право заниматься банковской деятельностью, они должны получить лицензии на осуществление банковских операций. Цель регистрации и лицензирования - не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей.
В Российской Федерации государственную регистрацию осуществляет Центральный банк РФ, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и заносит туда сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций и их филиалов. Коммерческие банки считаются созданными и приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации и получения лицензии (специальное разрешение на осуществление банковских операций), без которой они не имеют право начинать банковскую деятельность.
Для этого в Банк России, в установленном им порядке, представляются следующие документы:
1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. В нем также указываются сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации.
2. Учредительный договор.

3. Устав кредитной организации.

4. Бизнесплан, утвержденный собранием учредителей кредитной организации, протокол собрания учредителей, содержащий решения об утверждении устава кредитной орга 148 низации, список учредителей, а также кандидатур для назначения на должности руководителя и главного бухгалтера;
5. Документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
6. Копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7. Декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации.

8. Анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.
Подготовленные документы, необходимые для государственной регистрации, кредитная организация представляет в Центральный банк РФ. Рассмотрев предоставленные документы, Центральный банк РФ принимает решение о возможности государственной регистрации банка или об отказе в этом. Решение принимается в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления перечисленных документов.
При принятии положительного решения в трехдневный срок Центральный банк Российской Федерации, уведомляет об этом учредителей кредитной организации, выдает им свидетельство о регистрации, требует произвести 100% оплату в течение месяца объявленного уставного капитала.
Деньги для оплаты уставного капитала перечисляются Учредителями на корреспондентский счет кредитной организации в Центральном банке РФ. Реквизиты этого счета указаны в уведомлении о государственной регистрации.

Центральный Банк Российской Федерации может и отказать кредитной организации в государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Отказ допускается только по следующим основаниям:

1. Несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя, главного бухгалтера кредитной организации и их заместителей, квалификационным требованиям. Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются:
- отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

- наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики или совершение, административного правонарушения в области торговли и финансов;
- наличие в течение двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации;

- несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами.

Под деловой репутацией понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.
2. Неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3. Несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации 150 и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
4. Несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.
Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения, могут быть обжалованы кредитной организацией в арбитражном суде. Особенность регистрации банков с иностранным участием.

В России в соответствии с законодательством действуют банки, капитал которых частично или полностью сформирован за счет средств нерезидентов, и филиалы иностранных банков. Для регистрации в России банка с капиталом нерезидентов и получения им лицензии дополнительно к стандартному перечню должны быть представлены следующие официальные документы:
1. Иностранным юридическим лицом представляется:

- решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

- документ, подтверждающий регистрацию данного юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

- письменное согласие соответствующего контрольного органа страны, его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.
2. Иностранным физическим лицом - подтверждение платежеспособности, данное первоклассным иностранным банком.

Законодательно устанавливается квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ. В последние годы эта квота составляет 12%. При достижении этого предела Банк России обязан прекратить выдавать лицензии банкам с капиталами нерезидентов. Следовательно, любая кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение (в том числе продажу) своих долей в капитале в пользу нерезидентов. Последнее относится и к участникам кредитных организаций - резидентам.

Наши рекомендации