Воспроизводственная концепция

Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта.

Сторонники воспроизводственной концепции считают:

1. все стадии общественного воспроизводства тесно связаны между собой;

2. финансы обслуживают не только одну стадию воспроизводства, а весь процесс в целом, проникая во все сферы деятельности общества - материальное производство, сферу обращения и потребления;

3. финансы являются универсальным орудием контроля, используемых на всех стадиях движения общественного продукта.

А также, выделяют следующие функции финансов:

· образование денежных доходов и фондов;

· использование денежных доходов и фондов;

· контрольная функция.

Финансы- категория производства, так как они обслуживают кругооборот производственных фондов в процессе производства.Из стадии производства финансы переходят в сферу обмена, где продолжается процесс распределения общественного продукта, выступают инструментом распределения. Финансы далее как категория потребления участвуют в формировании фондов общественного и личного потребления. Финансы категория не одной стадии, а всех трех, выражают движения стоимости

Таким образом, в отличии от распределительной концепции финансов, в соответствии с которой приоритетным считается движение денежных средств в целях образования денежных фондов, воспроизводственная концепция упирается на движение стоимости в денежной форме.

Воспроизводственная концепция в сущности финансов представляется шире и основательнее, чем распределительная концепция

9)Сравните определения финансов разными авторами по справочной и учебной литературе

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе пока нет единого мнения к определениям финансов и финансовых терминов. Отсутствие единой общепринятой точки зрения на категориальный аппарат финансов объясняется тем, что в сфере терминологии финансов подразумевается абстрагирование, а также, выделение сущностных характеристик экономических категорий. Такая ситуация создаёт условия для формирования собственных трактовок, и каждый эксперт по-своему выявляет сущностные признаки финансов.

К причинам расхождения определений можно отнести и тот факт, что финансы являются экономической категорией, и одновременно, финансовые отношения прописаны и закреплены юридически в соответствующих законах.К причинам расхождения определений можно отнести и тот факт, что финансы являются экономической категорией, и одновременно, финансовые отношения прописаны и закреплены юридически в соответствующих законах.

Анализ трактовок термина «финансы» за рубежом показал, что они отличаются большим разнообразием. Более того, за два последних столетия претерпел изменения смысл, который первоначально вкладывался теоретиками в термин «финансы». Под «финансами» в зарубежной литературе подразумевалась наука, которая изучала отношения, связанные с формированием и целевым использованием средств (фондов) государства и местных органов власти. В результате метонимии (переименования) произошёл перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики, и в ХІХ веке термин «финансы» стал употребляться в этом контексте. Как следствие, используемый без уточняющего прилагательного, термин «финансы» стал иметь широкое значение и, помимо прежних значений, охватывал вопросы, касающиеся капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий, организаций и частных лиц. Первоначальный смысл термина «финансы» закрепился за общественными (публичными) финансами.

10) Какие функции приписываются финансам в отечественной литературе

В отечественной литературе сущность финансов служит предметом дискуссии. Одни экономисты придерживаются так называемой императивной концепции финансов. Согласно этой концепции, финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, связанные с ролью государства в социально-экономической сфере.

В некоторых источниках выделяют три функции финансов, в других — две.

Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. В этой функции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспроизводство отраслей непроизводственной сферы.

В распределительной функции финансы осуществляют первичное распределениенационального дохода и вторичное его распределение, т.е. перераспределение.

Первичное распределение осуществляется на предприятии (фирме). Из денежной выручки от реализации продукции (услуг), образуются следующие денежные фонды, т.е. финансы предприятия: амортизационный фонд для восстановления потребленных (в размере износа) средств труда (машин, оборудования и др.); фонд оборотных средств для восстановления потребленных в процессе производства предметов труда (сырья, основных и вспомогательных материалов, энергоносителей и др.), фонд оплаты труда работников и их социального обеспечения и прибыль.

Вторичное распределение распространяется на прибыль предприятия, из которой уплачиваются налоги в государственный бюджет и проценты за полученный в банке кредит. Оставшаяся после уплаты налогов и ссудного процента часть прибыли служит источником расширенного воспроизводства, т.е. превращается в капитал, капитализируется.

В стимулирующей и контрольной функциях финансовая система способствует эффективному экономическому росту и обеспечивает согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений.

11) контрольная функция финансов

Контрольная функция финансов — это, прежде всего контроль рублем в процессе существующих денежных отношений. Контрольная функция проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.

Задачи и охват

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

12) В чем состоит значение государственных финансов в современных теориях макрорегулированиях?

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.

Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.

Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

  • это всегда денежные отношения;
  • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
  • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.


Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
К сфере государственных финансов относятся отношения между:

  • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
  • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
  • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.


С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

13)В чем заключается значение финансов домашних хозяйств для развития экономики?

В эко­номической системе домашние хозяйства играют следующие роли: а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, про­изводимых фирмами; б) предоставляют тем же самым фирмам факто­ры производства; в) сберегают часть формируемого в экономике сово­купного дохода, приобретая реальные и финансовые активы

домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

§ с другими домашними хозяйствами — по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);

§ с предприятиями, работающими в разных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей но отношению к участникам домашнего хозяйства, — по поводу распределения части произведенного ВВП в его стоимостной форме;

§ с коммерческими банками — по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

14)Источники и виды финансовых ресурсов субъектов хохяйствования и органов государственной власти и местного самоуправления

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организацииотносятся:

- выручка от реализации продукции, работ и услуг;

- выручка от прочей реализации (например, выбывших ос­новных фондов, производственных запасов и т.п.);

- внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиден­ды и проценты по ценным бумагам и др.);

- бюджетные средства;

- средства, поступившие в порядке перераспределения фи­нансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных струк­тур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализа­ционных мероприятий, амортизационные отчисления, резерв­ные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организацииявляются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование креди­том, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капи­тальных вложений, увеличение оборотных средств, финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов), матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации. Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

• взносы учредителей и членские взносы;

• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

• бюджетные средства;

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

• прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреж­дений) и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией поме­щения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность мо­гут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у кото­рых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

- налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

- неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

- безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

- другие доходы.

15)Какова роль финансов в процессе распределения?

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, не материальном производстве и в сфере обращения.

Субъекты распределения:

на микроуровне – все сектора экономики

на макроуровне - государство

Объектами распределения являются: ВВП и национальный доход в денежной форме, доход от внешнеэкономической деятельности.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости на микро уровне и перераспределение на макро уровне.

Распределительная функция охватывает 3 последовательных ступени:

1. Формирование фондов денежных средств (формирование первичных доходов) Создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимых для круговорота капитала, денежные средства домашних хозяйств. А на макро уровне образуются централизованные средства государства.

2. Распределение денежных фондов или финансовых инструментов.

на микро уровне - образуются фонды предприятий,

на макро уровне - бюджеты всех уровней

3. Использование денежных фондов.

на микро уровне - расширенное воспроизводство

на макро уровне улучшение народно-хозяйственных пропорций организации и удовлетворение общегосударственных потребностей. В результате распределения ВВП и обще национального дохода создаются доходы всего общества.

Возникают первичные доходы:

- прибыль организации

- доходы работающих в домохозяйствах

- отчисления в специальные внебюджетные фонды и доходы от собственности.

- доходы от собственности

Первичное распределение продолжается на макро уровне и обеспечивает создание вторичных доходов.

Наши рекомендации