Основные функции заработной платы: воспроизводственная, стимулирующая, распределительная и социальная.

Оплата труда

Заработная плата - совокупность вознаграждений в денежной и/или натуральной форме, полученных работником в зависимости от количества, качества затраченного им труда и результатов деятельности предприятия.

Различают понятия «заработная плата» и «оплата труда». Оплата труда – выплаты работникам из фонда заработной платы в денежной и натуральной формах за выполненную работу и отработанное время, выплаты стимулирующего и комплектующего характера, оплата за неотработанное время и другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы, а также прочие выплаты и расходы, не учитываемые в составе фонда за-работной платы (выходные пособия, расходы на платное обучение работников в учебных заведениях, авторские вознаграждения и т. д.). Таким образом, оплата труда больше, чем начисленная заработная плата.

Основные функции заработной платы: воспроизводственная, стимулирующая, распределительная и социальная.

Воспроизводственная функция обеспечивает работнику объем потребления материальных благ и услуг, достаточный для расширенного воспроизводства рабочей силы, т.е. поддерживает способность работника к физическому или интеллектуальному труду в общественном производстве. Именно воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи, исторически сложившихся в том или ином обществе.

Объективной основой реализации данной функции является установление государством минимального уровня заработной платы, соблюдение которого согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь носит обязательный характер. Минимальная заработная плата определяет уровень, ниже которого работнику не может производиться оплата за выполняемую им работу. В Республике Беларусь в качестве основного трудового норматива применяются месячная и часовая минимальные заработные платы. Размеры минимальной заработной платы ежегодно устанавливаются Правительством страны с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов при разработке прогноза социально-экономического развития Беларуси.

Стимулирующая функция заработной платы устанавливает количественную зависимость между размерами оплаты и результатами (количеством, качеством) труда работников. Реализуется данная функция посредством объединения норм труда и норм оплаты в конкретные системы заработной платы. Стимулирующая функция заработной платы заключается в дифференциации уровня оплаты труда в соответствии с критериями производительности и эффективности труда.

Регулирующая функция заработной платы состоит в том, что она, будучи одним из важнейших источников денежных доходов населения, оказывает существенное влияние на платежеспособный спрос населения, а через него – на объем и структуру производимой продукции и, следовательно, на инвестиционную политику. Выступая в качестве составной части издержек работодателя на рабочую силу, заработная плата оказывает влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда и определяет уровень занятости работников и структуру их занятости.

Реализация регулирующей функции заработной платы предполагает разграничение уровня оплаты труда по отдельным группам работников, различающимся экономической и социальной приоритетностью сферы их деятельности. При этом к числу актуальных задач регулирования оплаты труда относится установление отвечающих экономическим и социальным критериям соотношений в оплате труда между секторами экономики и внутри отраслей: между реальным сектором экономики и бюджетной сферой, между добывающими и перерабатывающими отраслями, между производством и торговлей и т.д.

Основные критерии, влияющие на размер заработной платы, определяются:

•доходами субъектов хозяйствования;

• соотношением спроса и предложения на рынке труда;

• условиями воспроизводства рабочей силы;

• влиянием общественных объединений наемных работников на распределение доходов субъектов хозяйствования между собственниками и наемными работниками.

Обеспечение сочетания разнообразных социальных и экономических интересов собственников, работающих и государства требует понимания структуры и принципов функционирования организационно-экономического механизма регулирования заработной платы .

Субъекты организационно-экономического механизма регулирования заработной платы: государство, профсоюзы, предприятия.

Структурные элементы организационно-экономического механизма

– Государственное регулирование

– Договорное регулирование (социальное партнерство между работодателями, профсоюзами и государством)

–Регулирование заработной платы на рынке труда (Соотношение конкуренции, спроса и предложения на рабочую силу. Цена рабочей силы )

–Управление заработной платой на предприятии (Прогнозирование, планирование, организация, учет, анализ, контроль)

Государственное регулирование заработной платы предполагает:

• содействие экономическому росту, увеличение количества рабочих мест с тем, чтобы спрос на рабочую силу опережал ее предложение на рынке труда;

• законодательное установление и обеспечение минимальных гарантий в области заработной платы;

• реальное отражение затрат на воспроизводство рабочей силы при формировании минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума;

• сокращение расслоения населения по уровню заработной платы за счет осуществления различных налоговых и иных мер перераспределения доходов граждан;

• регулирование размера заработной платы государственных служащих и работников бюджетной сферы в зависимости от эффективности их труда;

• сохранение покупательной способности населения посредством индексации заработной платы и экономически обоснованной адаптации ее к расширению платности социальных услуг и жилья;

• обеспечение правовой защиты населения в области своевременной выплаты заработной платы;

• создание условий для конструктивного социального партнерства и деятельности профсоюзов, объединений работодателей;

• проведение мониторинга заработной платы, отслеживание процессов, связанных с изменением уровня заработной платы, стоимостью жизни, и обеспечение этой информацией участников регулирования организации заработной платы для принятия ими необходимых эффективных мер.

Государственное регулирование организации заработной платы включает два направления: 1) правовое регулирование; 2) создание нормативной базы для организации тарифной системы оплаты труда.

Правовое регулирование заработной платы – установление минимальной заработной платы (МЗП), минимального потребительского бюджета (МПБ), бюджета прожиточного (физиологического) минимума (БПМ), налогообложение заработной платы физических лиц.

Наряду с государственным регулированием организации заработной платы существует договорное регулирование (социальное партнерство).

Социальное партнерство — это совместная деятельность правительства государства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социально-трудовых отношениях и производственной деятельности людей. Предметом договоров являются механизм регулирования оплаты труда, занятость, продолжительность рабочего времени и времени отдыха; условия труда, социальная обеспеченность и социальные гарантии для работников определенной отрасли или территории.

В зависимости от уровня переговоров разрабатываются и принимаются генеральные, отраслевые, региональные и транснациональные соглашения, а на уровне предприятия – коллективные договора.

Организация заработной платы предполагает реализацию следующих принципов:

• опережающий темп роста производительности труда над темпом роста средней заработной платы, что означает ориентацию производства не только на совершенствование организации живого труда, но и на обновление овеществленного труда, на инновации, внедрение новой техники и передовой технологии с целью поддержания конкурентоспособности производимой продукции;

• равная оплата за равный труд, недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту и другим признакам;

• повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства, что обеспечивает работнику возможность получения за свой труд заработной платы в зависимости от количества, качества, эффективности труда и результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

• дифференциация заработной платы в зависимости от количества, качества, условий труда, общественной его значимости, квалификации работников и, в конечном итоге, от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия;

• материальная и моральная заинтересованность работников в конечных результатах труда;

• наличие гарантии воспроизводства рабочей силы путем реализации внутрипроизводственного, государственного и договорного регулирования заработной платы;

• сочетание государственного регулирования заработной платы с широкими правами предприятий в вопросах выбора форм и систем оплаты труда организации нормирования труда;

• усиление социальной защищенности работников в своевременной выплате заработной платы и ее индексация при инфляции.

Структура системы организации заработной платы на предприятии включает:

• тарифную систему;

• формы и системы оплаты труда;

• нормирование труда;

• премиальную систему.

Поэтому при организации заработной оплаты на конкретном предприятии необходимо:

• определить формы и системы оплаты труда;

• исходя из результатов деятельности предприятия и в пределах законодательных норм установить фактический размер тарифной ставки 1-го разряда;

• разработать систему должностных окладов для служащих (руководителей и специалистов);

• организовать нормирование и установить нормы труда на предприятии;

• выработать критерий, показатели и определить размеры премирования и доплат для работников.

Наши рекомендации