Управление качеством проекта

Качество проекта – целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Обычно потребности формулируются с помощью характеристик на основе установленных критериев. Потребности могут включать, например, эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие на окружающую среду, экономические, эстетические и культурно-исторические требования. Понятие «качество» следует отличать от понятия «градация» (сорт, класс). Под последним понимается категория или разряд, присвоенный объектам, имеющим то же функциональное применение, но иные требования к качеству. Низкое качество - это всегда проблема, низкий сорт - не обязательно. Управление качеством проекта включает следующие процессы, обеспечивающие выполнение проекта.

- Планирование качества (Quality Planning) – определение стандартов качества, применимых к проекту, и мер, необходимых для их достижения.

- Обеспечение качества (Quality Assurance) – регулярная оценка общего хода выполнения проекта для обеспечения соответствия принятым стандартам качества.

- Контроль качества (Quality Control) – контроль результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.

Основополагающие принципы современной концепции менеджмента качества.Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:

- качество является неотъемлемым элементом проекта в целом, а не некой самостоятельной функцией управления;

- качество рассматривается с позиции потребителя, то есть оно должно соответствовать требованиям потребителя, а не изготовителя;

- ответственность за качество должна быть адресной;

- внедрение новых технологий – необходимое условие для реального повышения качества;

- повышения качества можно добиться только совместными усилиями всех работников предприятия;

- контроль рабочего процесса – контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

- политика в области качества должна быть продуманной составляющей общей политики предприятия.

Ключевые аспекты качества.Качество проекта – совокупность атрибутов качественного и количественного характера, зависящих от соответствующих характеристик продукции, деятельности и услуг по проекту. Качество рассматривается в разрезе стратегий, планов, процедур, проектных решении, материально-технического обеспечения и объединяется системой поддержки качества в рамках так называемого всеобщего управления качеством. Планирование качества включает определение стандартов качества относящихся к проекту, и путей их достижения. Оно неразрывно связано с планированием других областей проекта (стоимости, рисков, сроков).

Команда проекта должна знать один из фундаментальных принципов управления качеством – качество планируется, а не подвергается проверке. Принято различать четыре ключевых аспекта качества:

- Первый аспект качества – это соответствие продукции рыночным потребностям и ожиданиям. Этот аспект качества достигается благодаря точному анализу возможностей рынка, а также благодаря эффективному определению и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения.

- Второй аспект качества – наличие четких планов, достигается благодаря тщательной разработке и планированию проекта и его продукции.

- Третий аспект – контроль, обеспечения качества является соответствие реализации проекта его плановой документации и разработанным характеристикам продукции проекта для потребителей и других заинтересованных лиц.

- Четвертый аспект – обеспеченность ресурсами, достигается благодаря должному материально-техническому обеспечению проекта на протяжении всего его жизненного цикла.

Наши рекомендации