Процедуры последующего контроля качества проведения проверки. Права аудируемых лиц по возмещению ущерба, понесенного в связи с неквалифицированными действиями аудитора

Качественное проведение аудиторских проверок- одно из определяющих условий успешного осуществления аудиторской деят-ти. Невыполнение этого требования влечет за собой соответствующие санкции, начиная с мер финан-ойц ответственности и заканчивая лишением лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. Моменты, оказывающие влияние на качество работы аудитора: * наем сотрудников- персонал фирмы д. обладать определенной квалификацией, * составление графика работ- при планировании аудиторских проверок необходимо планировать время их проведения, опыт и специализацию сотрудников, * повышение квалификации – сотрудники д. повышать постоянно свой образовательный уровень, * карьера- высокие д. занимать только квалифицированные сотрудники, * контроль- аудиторские проверки д. осуществляться под руководством и контролем руководящих сотрудников.

Контроль качества аудита осуществляется много ступенчато: 1 ступень- контроль за деят-тью аудиторов и аудиторских фирм со стороны государства (осуществляется уполномоченным федеральным органом путем её лицензирования). Лицензирующий орган осуществляет предварительный и последующий контроль за деят-тью аудиторов и аудиторских фирм. Предварительный контроль состоит в том, что при подаче заявления о выдаче лицензии, рассматриваются представленные аудитором или аудиторской фирмой документы. При последующем контроле проверяются : * качество аудиторских проверок * факты нарушения требований законод-ва РФ , предъявляемых к аудит-ой деят-ти.

2 ступень- контроль со стороны аудит-ой фирмы за работой аудитора. В каждой ауд-ой организации д.б. создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы. Особенности системы контроля качества работы аудиторс-ой фирмы, м. зависить от следующих факторов:1) размер аудиторской организации, 2) её специализация, 3) её организационная структура, 4) наличие филиалов и подразделений и их пространственная удаленность, 5) эк-кая эф-ть применяемой системы контроля качества. Система контроля качества д. включать : 1) соблюдение специалистами аудиторской организации требований независимости, конфиденциальности и профессиональной этики, 2) укомплектование аудиторской организации квалифицированными специалистами, 3) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, 4) разработка и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов , 5) осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эф-ти функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой.

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора обеспечивается: 1) обсуждением и проверкой обоснованности программы аудиторской проверки у конкретного клиента, 2) строгим соблюдением организационно-этических аудиторских принципов, 3) сменой ведущих аудиторов, проверяющих постоянных клиентов фирмы. Обсуждение и проверка обоснованности программы аудиторской проверки у конкретного клиента- непременное условие эф-ти контроля.

3 ступень- контроль ведущего аудитора за работой своих ассистентов. Как известно , ведущий аудитор фирмы – это аудитор, которому фирма доверяет руководство аудиторской проверкой клиента. Ведущий аудитор имеет право подписи аудит-го заключения, и несет полную ответственность за выполнение аудита у конкретного клиента.

При проверке результатов следует уделять внимание следующим вопросам: 1) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита, 2) документировались надлежащим образом проделанная работа и её результаты, 3) все ли существенные замечания , возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора, 4) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур , 5) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

В случае обнаружения неквалифицир-го проведения аудиторской проверки, приведший к убыткам, обратиться в орган, выдавший лицензию, для предъявления претензий к аудитору или АФ. На основании решения суда или арбитражного суда по иску, предьявленному органом, выдавшему лиц-зию АФ м/б взысказаны в пользу экон субъекта:

1) понесенные уб-ки в полн объеме

2) расходы на провед-е перепроверки.

Вопросы аудит

1. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательности аудита.

2. Цели и задачи аудиторской деят-ти. Гос-е регулирование аудиторской деят-ти.

3.Необходимость и порядок прохождения аттестации аудиторов. Лицензирование аудит.деят.

4. Права и обязанности аудиторов. Профессиональная и юридическая ответственность аудиторов и аудиторских фирм.

5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемых экономических субъектов.

6. Виды услуг, оказываемых аудиторскими фирмами и аудиторами.

7. Аудиторское заключение(АЗ) – результат аудиторской проверки. Порядок составления.

8. Отличие аудита от ревизии и контроля. Особенности судебно – бухгалтерской экспертизы.

9. Гарантии независимости аудитора. Этика аудитора.

10. Письмо – обязательство (ПО) аудитора. Подготовка к заключению и заключение договора на проведение аудиторской проверки.

11. Оценка аудиторского риска (АР). Составные части модели аудиторского риска.

12. Существенность в аудите. Оценка существенности ошибки.

13. Планирование аудиторской проверки. Составление программы проверки.

14. Аудиторские доказательства (АД) и аналитические процедуры (АП).

15. Аудиторская выборка.

16. Аудит бух.(фин) отч-ти.

17. Аудит готовой, отгруженной и реализованной продукции

18. Аудит кассовых операций и денежных средств

19. Аудит финансовых результатов и использования прибыли

20. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками.

21. А-т р-тов с пок-лями и зак-ми.

22. А-т р-тов с персоналом по опл тр и проч опер-м.

23. А-т р-тов с подотч. лицами. Служебные командир-ки и докум-е оформ-е данных опер-й.

24. Аудит операций с ТМЦ.

26. Аудит ОС.

27. Проверка учёта расчётных и кредитных операций: цели проверки и источники информации.

28. Проверка правильности формирования и использования фондов, резервов, целевых финансирований и поступлений.

29. Правила (стандарты) аудиторской деят-ти в РФ. Международные стандарты аудита.

30. Документирование аудита.

31. Действия аудитора при выявлении искажений бух. отч-ти.

32. Изучение и оценка систем бухучёта и внутреннего контроля в ходе аудита.

33.Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

34, Процедуры последующего контроля качества проведения проверки. Права аудируемых лиц по возмещению ущерба, понесенного в связи с неквалифицированными действиями аудитора.

Наши рекомендации