Блок 7. Анализ прибыли и рентабельности продаж

При сопоставлении доходов и расходов формируется прибыль предприятия. Прибыль отражает финансовый результат работы предприятия. Прибыль носит не только качественный, но и количественный характер. Она зависит не только от эффективности использования ресурсов, но и от величины вложенного капитала, а также величины оборота по выручке.

При анализе изучаются уровень и динамика основных показателей прибыли и рентабельности, соотношение их темпов роста, производится пофакторный анализ прибыли и рентабельности, увязка динамики себестоимости, объема продаж и прибыли, влияние эффекта операционного рычага.

В российской бухгалтерской отчетности выделяются следующие показатели прибыли.

Валовая прибыль – это - разница между выручкой (нетто) от продаж продукции, работ, услуг и неполной производственной себестоимостью продукции.

Прибыль от продаж продукции, работ, услуг - это разница между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов или, иначе, между выручкой (нетто) от продаж продукции, работ, услуг и полной себестоимостью продукции.

Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – это прибыль от продаж продукции, работ, услуг плюс прочие доходы минус прочие расходы. Она определяется по правилам бухгалтерского (а не налогового) учета и потому ее часто называют бухгалтерской прибылью. Прибыль до налогообложения показывает, сколько прибыли заработало предприятие от всех видов деятельности за изучаемый период.

Чистая прибыль – это конечный финансовый результат от всей деятельности предприятия за изучаемый период. Она рассчитывается следующим образом: прибыль до налогообложения плюс отложенные налоговые активы минус отложенные налоговые обязательства минус текущий налог на прибыль. В данном расчете совмещены результаты бухгалтерского и налогового учета. Так, прибыль до налогообложения определяется по правилам бухгалтерского учета, а текущий налог на прибыль – по правилам налогового учета. Поэтому в расчет включены такие показатели, как отложенные налоговые активы и обязательства, увязывающие разные виды учета. Другой способ расчета чистой прибыли – это прибыль до налогообложения минус условный расход по налогу на прибыль, увеличенный на сумму постоянных налоговых обязательств. Здесь также для увязки бухгалтерского и налогового учета применен показатель постоянных налоговых обязательств. Условный расход по налогу на прибыль – это тот налог, который уплачивался бы, если бы базой по налогу на прибыль была прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль).

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – это накопленная (реинвестированная) прибыль за все годы работы предприятия. Она предназначена для расширения деятельности организации, инвестиций в основные и оборотные средства, а также для выплаты дивидендов собственникам. Увеличение нераспределенной прибыли формирует экономический рост предприятия, повышает величину собственного капитала и инвестиционную привлекательность организации.

Относительными показателями финансовых результатов, отражающих эффективность хозяйственной деятельности, являются показатели рентабельности продаж и продукции (затрат).

Чистая рентабельность продаж – отношение чистой прибыли к выручке (нетто) от продаж продукции, работ, услуг. Показывает, какой конечный финансовый результат приходится на один рубль оборота по выручке.

Рентабельность продаж - отношение прибыли от продаж продукции, работ, услуг к выручке (нетто) от продаж продукции, работ, услуг.

Рентабельность продукции (затрат) – отношение прибыли от продаж продукции, работ, услуг к полной себестоимости продукции, работ, услуг. Такой показатель чаще используется для анализа по отдельным видам продукции.

Наши рекомендации