Глава 3. Оценка эффективности предложенного проекта
Произведем расчет эффективности мероприятий от найма 2 инспекторов. Предположим, что на планируемый 2016 год объемы плановых проверок останутся неизменными. Также неизменным останется процент проверок, в которых выявлены нарушения (в объеме от всех проведенных проверок), процент распределения нарушений и оплаты штрафов. В результате, можно определить, какой объем штрафов будет получен при принятии 2-х новых инспекторов. На первом этапе определим объем проверок, в которых были выявлены нарушения. Результаты анализа представим в таблице 6.
Таблица 6
Данные о проверках, в которых были выявлены нарушения по ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода после реализации мероприятий
Период | Количество запланированных проверок | Количество проведенных проверок | Количество проверок, в которых выявлены нарушения | |||
ИП | ООО | ИП | ООО | ИП | ООО | |
1 полугодие | ||||||
2 полугодие | ||||||
Год |
Таким образом, найм на работу 2-х инспекторов позволит полностью выполнить объем запланированных проверок. При этом доля проверок, в которых в выявлены нарушения в общем количестве проверок останется неизменным. Соответственно после реализации мероприятий количество проверок ИП, в которых будут выявлены нарушения составит 33079, а количество проверок ООО составит 12 745 шт.
Далее определим характер выявленных нарушений (см. табл. 7).
Таблица 7
Характер выявленных нарушений при проверках в ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода после реализации мероприятий по повышению эффективности работы отдела оперативного контроля
Период | Количество проверок, в которых выявлены нарушения | Несвоевременное предоставление деклараций | Недоплата налогов в бюджет | |||
ИП | ООО | ИП | ООО | ИП | ООО | |
1 полугодие | ||||||
2 полугодие | ||||||
Год |
Таким образом, наибольшую долю нарушений также будут составлять нарушения в сфере налогового законодательства.
Рассмотрев количество проверок, характер нарушений, далее рассмотрим объемы выставленных и полученных штрафов после реализации мероприятий (см. табл. 8).
Таблица 8
Объем штрафных санкций начисленных и полученных в ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода после реализации мероприятий
Период | Количество проверок, в которых выявлены нарушения | Предъявлено штрафных санкций, тыс. руб. | Взыскано штрафных санкций, тыс. руб. | |||
ИП | ООО | ИП | ООО | ИП | ООО | |
1 полугодие | ||||||
2 полугодие | ||||||
Год |
Проведенный анализ показал, что после реализации мероприятий было начислено штрафов ИП на сумму 110151 тыс. руб., а оплачено было 95835 тыс. руб., а ООО было начислено штрафов 441 379 тыс. руб., а оплачено 309 029 тыс. руб.
Далее определим, на сколько увеличится результативность деятельности отдела после найма на работу 2-х новых сотрудников и выполнения плана по проверкам (см. табл. 9).
Таблица 9
Увеличение объемов штрафных санкций в ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода после реализации мероприятий
Период | Взыскано штрафных санкций до реализации мероприятий, тыс. руб. | Взыскано штрафных санкций после реализации мероприятий, тыс. руб. | Изменение, тыс. руб. | |||
ИП | ООО | ИП | ООО | ИП | ООО | |
1 полугодие | ||||||
2 полугодие | ||||||
Год |
Таким образом, объем взысканных штрафов увеличится по ИП на 10 203 тыс. руб., а по ООО на 34 012 тыс. руб. В совокупности, реализация предложенных мероприятий приведет к росту объемов поступлений штрафов на 44 215 тыс. руб.
Далее выполним расчет расходов, которые будут произведены на внедрение двух новых инспекторов. На первом этапе оценим расходы на оплату труда дополнительных сотрудников отдела оперативного контроля.
Таблица 10
Персонал отдела оперативного контроля
Категория персонала | Требования | Количество | Средняя заработная плата в год, тыс. руб. | Страховые взносы, тыс. руб. | Итого |
Инспектор | Высшее образование, опыт работы от 3 лет | ||||
Итого |
Далее выполним анализ единовременных затрат на создание новых должностей в отделе оперативного контроля (см. табл. 11).
Таблица 11
Затраты на техническую подготовку деятельности
Затраты | Сумма, тыс. руб. |
Комиссия агентству по подбору персонала | |
Оснащение помещения (мебель) | |
Приобретение технических средств | |
Приобретение информационного продукта | |
Внедрение информационного продукта | |
Итого |
Таким образом, единовременные затраты на реализацию проекта по внедрению дополнительных должностей в отдел составит 350 тыс. руб.
Оценив совокупную величину единовременных затрат, далее рассчитаем дополнительные текущие затраты на текущую деятельность отдела, которые складываются из величины заработной платы персонала, амортизации оборудования и прочих затрат.
Затраты на амортизацию оборудования и мебели можно рассчитать исходя из полезного срока ее использования. Определим этот период в 5 лет (одинаковый и для мебели и для оборудования).
Норма амортизации рассчитывается по формуле:
, (1)
где - срок полезного действия амортизируемого имущества (5 лет). .
Тогда амортизация оборудования составит:
, (2)
где - первоначальная стоимость основных производственных фондов.
Таблица 12
Смета затрат функционирования дополнительных должностей в отделе оперативного контроля
Затраты | Сумма, тыс. руб. |
Заработная плата | |
Страховые взносы | |
Амортизация | |
Прочие (в т.ч. изучение рынка, анкетирование, тестирование и т.д.) | |
Итого |
Таким образом, дополнительные текущие затраты составят 1,010 млн. руб.
Совокупные затраты составят 1 010 тыс. руб. + 350 тыс. руб. = 1 360 тыс. руб.
Очевидно, что внедрение дополнительных должностей экономически целесообразно для налоговой инспекции, так как в год затраты составят 1 360 тыс. руб., что существенно меньше прироста объема взысканных штрафов на 44 215 тыс. руб.
Эффективность = 44 215 / 1360 = 32,51 руб.
То есть на 1 рубль затрат будет приходиться 32,51 руб. взысканных штрафных санкций. Таким образом, внедрение дополнительных должностей инспекторов в отдел оперативного контроля экономически целесообразно.
Заключение
В рамках исследования была изучена характеристика ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода. Инспекция Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Н. Новгорода является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Далее было определено, что организационная структура управления деятельностью ИФНС по Нижегородскому району г. Н. Новгорода включает отдел оперативного контроля. Изучение деятельности отдела показало, что в отделе трудится 15 человек. Отдел возглавляется руководителем. Круг обязанностей отдела достаточно широк, но одной из функций является проведение проверок и контроль за собираемостью налогов и др.
Проведенный анализ показал, что количество запланированных проверок превышает количество проведенных. Наибольшую долю нарушений составляют нарушения в сфере налогового законодательства. Анализ объемов выставленных и полученных штрафов показал, что за 2015 годы было начислено штрафов ИП на сумму 98 423 тыс. руб., а оплачено было 85 632 тыс. руб., а ООО было начислено штрафов (сумм доплат налогов, штрафов, пени) 392 700 тыс. руб., а оплачено 275 017 тыс. руб.
Таким образом, были выявлены следующие недостатки:
1. Количество проведенных проверок не соответствует плановым показателям;
2. Количество уплаченных штрафов существенно меньше суммы начисленных штрафов.
Выявленные недостатки обусловили необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение результативности деятельности отдела оперативного контроля. В частности было предложено:
1. Реализовать мероприятия, позволяющие выполнять план по проверкам за счет расширения штата отдела оперативного контроля;
2. Разработать мероприятия, способствующие взысканию штрафов.
Оценка эффективности мероприятий показала, что в 2015 году в отделе работало 13 инспекторов, которые выполнили 33 554 проверки ИП и 14 005 проверок ООО. Соответственно на 1 инспектора приходилось в 2015 году 2 581 проверка ИП и 1077 проверок ООО, в совокупности 3 658 проверки. Дальнейший анализ показал, что в 2015 году было не выполнено 3 954 проверки ИП и 1736 проверок ООО. В совокупности было не выполнено 5 690 проверок. В связи с этим была установлена нехватка 2- инспекторов. В качестве мероприятия по повышению результативности деятельности отдела было предложено нанять в штат двух инспекторов. Тогда план проверок будет выполнен.
Что касается второго мероприятия, то в качестве мероприятий, способствующих взысканию штрафов было предложить внести изменения в НК РФ, а именно утвердить бесспорный порядок списания штрафов налоговыми органами в случае вынесения решения о взыскании и неисполнение этого решения налогоплательщиком (и отсутствии апелляции). Так же предусмотреть увеличение штрафа на 5% ввиду неисполнения налогоплательщиком требований налогового органа. Увеличение начисленного штрафа предотвратить желание налогоплательщика переложить ответственность по уплате штрафа на налоговую инспекцию.
Дальнейший анализ показал, что совокупные затраты на внедрение 2-х дополнительных должностей приведет к росту затрат на 1 655 тыс. руб.
Было установлено, что внедрение дополнительных должностей экономически целесообразно для налоговой инспекции, так как в год затраты составят 1 655 тыс. руб., что существенно меньше прироста объема взысканных штрафов на 44 215 тыс. руб. Таким образом, внедрение дополнительных должностей инспекторов в отдел оперативного контроля экономически целесообразно.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.11.2015)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.11.2015)
3. Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение / Б. Х. Алиев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 416 с.
4. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗОВ / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М.: Финансы, 2011. – 685 с.
5. Волкова Н. Д. Налоговая система в России: учеб. пособие / Н. Д. Волкова. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 450 с.
6. Глухов В. В. Налоги. Теория и практика: учеб. пособие / В. В. Глухов. – СПб.: Питер, 2011. – 150 с.
7. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение / В.Р. Захарьин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 414 с.
8. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник / В. Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2010. – 315 с.
9. Карпеко Е.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. – СПб.: 2012
10. Козырев В. М. Основы современной экономики / В. М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 528 с.
11. Косарева Т. Е. Налогообложение юридических и физических лиц / Т. Е. Косарева. – СПб.: Бизнес – пресса, 2012. – 240 с.
12. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. – СПб.: Питер, 2011. – 528 с.
13. 9.Налоговая проверка предприятия: методика проведения, 1 том, Тяжких Д. С, СПб изд. Михайлова,2014
14. Нестеров В.В. Налоги и налогообложение / В.В. Нестеров, Н. С. Желтов, Вл. В. Нестеров - М.: Финансы и статистика, 2014. - 256с.
15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов / В.Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2012. - 529с.
16. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2013.
17. Шадурская М.М. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / М.М. Шадурская, Е.А. Смородина, Т.Д. Одинокова – Екатеринбург.: Сокол, 2013. – 230 с.
18. Справочник директора предприятия. – М.: Инфра – М, 2012. – 493 с.
19. Основные принципы взыскания штрафов // режим доступа http://fd.ru/articles/22658-osnovnye-printsipy-vzyskaniya-shtrafov
20. Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Электрон. дан. – М., 2001-2015. – Режим доступа: www.minfin.ru
21. www.consultant.ru – Справочно-правовая система.