Фандрайзинг – способ финансирования для некоммерческих и благотворительных организаций

Фандрайзинг – это сбор денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций.

Результатом фандрайзинга могут быть[62]: денежные средства, время волонтеров, товары и услуги, снижение цен на товары/услуги

Источники финансирования, наиболее характерные для России:

- Пожертвования от частного и государственного бизнеса;

- Гранты, распределяемые зарубежными фондами;

- Финансирование из бюджета;

- Доходы от собственной коммерческой деятельности;

- Доходы от проведения благотворительных мероприятий;

- Пожертвования частных лиц;

- Доходы от сбора членских взносов.

Формы обращения за пожертвованием

1. Рассылка писем.

2. Благотворительная акция.

3. Безадресное обращение.

4. Обращение при личной встрече с кем-либо.

Основные этапы эффективного фандрайзинга:

- Отбор потенциальных дарителей (поиск возможных точек соприкосновения);

- Телефонный звонок на фирму (перед написанием письма) для установления контактного лица, работающего с обращениями на фирму;

- Письмо на фирму;

- Встреча с потенциальным дарителем;

- Презентация и демонстрация проекта/программы;

- Преодоление возражений;

- Получение согласия;

- Получение пожертвования;

- Благодарность;

- Оценка, проверка результатов и долгосрочные отношения.

Выбирая круг потенциальных спонсоров, стоит подумать о том:

- Кто может Вас поддержать?

- Доступны ли те люди, которые Вас интересуют?

- Какие льготы Вы можете предложить спонсорам?

- Какие услуги и возможности Вы можете предложить спонсорам?

- Как может отразиться на имидже спонсора сотрудничество с Вами?

- Какие альтернативные источники ресурсов Вы можете использовать?

- Насколько нынешняя ситуация благоприятна для пожертвования именно в Вашу организацию?

- Правильно ли выбрано время для предложения о спонсировании?

Планирование фандрайзинга включает в себя:

- Определение общей цели фандрайзинга.

- Вовлечение в процесс сбора средств всех заинтересованных сторон.

- Формирование культуры фандрайзинга.

- Постановку конкретных целей и задач.

- Разработку стратегии. Определение форм деятельности.

- План сбора средства является неотъемлемой частью стратегического плана развития организации.

Следует помнить, что фандрайзинг не имеет ничего общего с попрошайничеством и, если общественная организация в результате фандрайзинга получает запрашиваемые средства, то обязательно
что-то дает взамен.

На сегодняшний день основным существенным источником
финансовой поддержки общественного сектора являются зарубежные донорские организации-грантодатели (фонды, корпорации, частные лица, выделяющие гранты НГО). Поэтому деятельность организаций по соисканию грантов занимает особое место в процессе фандрайзинга.

Гранты представляют собой безвозмездую помощь (обычно в виде денег, оборудования или оказания услуг), выделяемую организациям для решения конкретных задач (как правило, на конкурсной основе).

Выделяют следующиетипы грантов:

Гранты для общей поддержки – выделяются для поддержания деятельности, проведения основной работы по реализации целей
организации.

Гранты под программу или проект – выделяются организации для реализации конкретного проекта. Через такого вида финансирования грантодатель может оказать стартовую поддержку на становление организации, поддержать экспериментальную или инновационную программу, поддержать на период, необходимый для самоутверждения и дальнейшего финансирования со стороны государства и общественности. Такие проекты иногда называют пилотными или демонстрационными, так как они в случае успешного исполнения могут в дальнейшем служить в качестве модели.

Капитальные гранты– гранты для капитальных целей, таких, как капитальный ремонт или покупка зданий, помещений.

Частичные гранты – это наипопулярнейший вид среди поддерживаемых грантов. В этом случае грантодатель выделяет только часть денег, необходимых под проект, остальную часть должна внести либо сама запрашивающая организация, либо третья организация – соучастник проекта, или спонсор.

Наши рекомендации