Фандрайзинг – способ финансирования для некоммерческих и благотворительных организаций
Фандрайзинг – это сбор денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций.
Результатом фандрайзинга могут быть[62]: денежные средства, время волонтеров, товары и услуги, снижение цен на товары/услуги
Источники финансирования, наиболее характерные для России:
- Пожертвования от частного и государственного бизнеса;
- Гранты, распределяемые зарубежными фондами;
- Финансирование из бюджета;
- Доходы от собственной коммерческой деятельности;
- Доходы от проведения благотворительных мероприятий;
- Пожертвования частных лиц;
- Доходы от сбора членских взносов.
Формы обращения за пожертвованием
1. Рассылка писем.
2. Благотворительная акция.
3. Безадресное обращение.
4. Обращение при личной встрече с кем-либо.
Основные этапы эффективного фандрайзинга:
- Отбор потенциальных дарителей (поиск возможных точек соприкосновения);
- Телефонный звонок на фирму (перед написанием письма) для установления контактного лица, работающего с обращениями на фирму;
- Письмо на фирму;
- Встреча с потенциальным дарителем;
- Презентация и демонстрация проекта/программы;
- Преодоление возражений;
- Получение согласия;
- Получение пожертвования;
- Благодарность;
- Оценка, проверка результатов и долгосрочные отношения.
Выбирая круг потенциальных спонсоров, стоит подумать о том:
- Кто может Вас поддержать?
- Доступны ли те люди, которые Вас интересуют?
- Какие льготы Вы можете предложить спонсорам?
- Какие услуги и возможности Вы можете предложить спонсорам?
- Как может отразиться на имидже спонсора сотрудничество с Вами?
- Какие альтернативные источники ресурсов Вы можете использовать?
- Насколько нынешняя ситуация благоприятна для пожертвования именно в Вашу организацию?
- Правильно ли выбрано время для предложения о спонсировании?
Планирование фандрайзинга включает в себя:
- Определение общей цели фандрайзинга.
- Вовлечение в процесс сбора средств всех заинтересованных сторон.
- Формирование культуры фандрайзинга.
- Постановку конкретных целей и задач.
- Разработку стратегии. Определение форм деятельности.
- План сбора средства является неотъемлемой частью стратегического плана развития организации.
Следует помнить, что фандрайзинг не имеет ничего общего с попрошайничеством и, если общественная организация в результате фандрайзинга получает запрашиваемые средства, то обязательно
что-то дает взамен.
На сегодняшний день основным существенным источником
финансовой поддержки общественного сектора являются зарубежные донорские организации-грантодатели (фонды, корпорации, частные лица, выделяющие гранты НГО). Поэтому деятельность организаций по соисканию грантов занимает особое место в процессе фандрайзинга.
Гранты представляют собой безвозмездую помощь (обычно в виде денег, оборудования или оказания услуг), выделяемую организациям для решения конкретных задач (как правило, на конкурсной основе).
Выделяют следующиетипы грантов:
Гранты для общей поддержки – выделяются для поддержания деятельности, проведения основной работы по реализации целей
организации.
Гранты под программу или проект – выделяются организации для реализации конкретного проекта. Через такого вида финансирования грантодатель может оказать стартовую поддержку на становление организации, поддержать экспериментальную или инновационную программу, поддержать на период, необходимый для самоутверждения и дальнейшего финансирования со стороны государства и общественности. Такие проекты иногда называют пилотными или демонстрационными, так как они в случае успешного исполнения могут в дальнейшем служить в качестве модели.
Капитальные гранты– гранты для капитальных целей, таких, как капитальный ремонт или покупка зданий, помещений.
Частичные гранты – это наипопулярнейший вид среди поддерживаемых грантов. В этом случае грантодатель выделяет только часть денег, необходимых под проект, остальную часть должна внести либо сама запрашивающая организация, либо третья организация – соучастник проекта, или спонсор.