Государственные социальные внебюджетные фонды
Российской Федерации
В финансовой системе бывшего СССР внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов не было. Формировавшийся в советских условиях фонд государственного социального страхования с 1938 года в качестве составного звена входил в государственный бюджет СССР, в рамках которого утверждался и исполнялся. И лишь начавшиеся демократические преобразования в российском обществе, переход к рыночным реформам привели к появлению принципиально нового по сравнению с прежней структурой финансовых отношений звена финансовой системы - внебюджетных фондов. Их создание в начале 90-х гг. было продиктовано многими причинами, имеющими постоянный, долговременный, так и преходящий характер.
Основным для России из числа преходящих факторов, обусловленных трудностями переходного периода является ограниченность бюджетных ресурсов в кризисной для страны ситуации, предопределившая необходимость перехода от бюджетных к страховым и другим рыночным методам формирования финансовых ресурсов, используемых на финансирование целевых потребностей, ради удовлетворения которых создаются внебюджетные фонды.
С момента возникновения внебюджетных фондов ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При их возникновении ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением.
Одновременно с социальными фондами стали создаваться многочисленные другие внебюджетные фонды. Только на федеральном уровне в 1993 г. действовало более 20 внебюджетных фондов, в которых были сконцентрированы огромные средства, почти равные федеральному бюджету.
Практика функционирования внебюджетных фондов свидетельствовала о наличии многих проблем:
- денежные средства не всегда находят свое применение, остаются неиспользованными; значительные суммы направляются на расходы, связанные с функционированием аппарата управления фондами (строительство офисов, организация их работы и т. д.);
- несовершенна законодательная база фондов;
- часто изменяются способы формирования фондов и конкретные направления использования денежных средств.
Поэтому возникновение института внебюджетных фондов не получило однозначной оценки, поэтому уже в законе о федеральном бюджете на 1995 г. ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюджет в виде целевых бюджетных фондов.
В настоящее время в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов[1].
Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:
1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ)- крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.
ПФ создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.
Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:
- назначение и выплата пенсий (для 40 млн. пенсионеров);
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д. (20 млн. льготников);
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования (для свыше 128 млн граждан России);
- взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
- выдача сертификатов на получение материнского капитала;
- выплата средств материнского капитала;
- управление средствами пенсионной системы;
- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (программа «тысяча на тысячу») С октября 2008 года на территории России реализуется ФЗ № 56-ФЗ от 30.04.2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», Суть такова: сейчас вы (будущие пенсионеры) кладете на свой счет какую-то сумму (например 1000 рублей), и государство добавляет к ней еще 1000 рублей. Но здесь есть условие: сумма, положенная вами на счет, не должна быть меньше 2 000 и больше 12 000 рублей в год. Действовать программа софинансирования пенсионных накоплений будет всего 10 лет, а присоединиться к ней (подать заявления) граждане смогут в течение пяти лет (с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года).;
- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и медицинскому страхованию;
- с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года.
Среди основных функций фонда:
- выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
- финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России с 1 января 1991 г.
Среди основных функций фонда:
- выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
- оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
- оплата родовых сертификатов;
- доплата за диспансеризацию работающих граждан и др.
[1] Бюджетный кодекс РФ ст.144.