Государственные социальные внебюджетные фонды и правовые основы их образования

Государственные внебюджетные фонды являются состав- ной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денеж- ных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюдже- тов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического харак- тера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на опреде- ленные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюджет- ных фондов заключается в следующем.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране ослож- няется глубоким кризисом, приведшим к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, к резким осложнениям в финансовой сфере. Снизились реальные денежные доходы населения. Особенно ощутимое падение экономики произошло в результате августовского кризиса 1998 г. Совокупные денеж- ные доходы россиян, рассчитанные Правительством РФ по методике ООН, составляют менее 10% аналогичного показателя США.

По совокупному размеру ВВП (по ППС валют) Россия ус- тупает Китаю в 2 раза, США — в 10 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долл., что приблизительно в пять раз ниже среднего показателя стран “большой семерки”.

К началу 2007 г. доходы 19 млн россиян были ниже прожи- точного минимума.

Задача общества — поддержать существование лиц, нуж- дающихся в помощи. В этой связи существует реальная потреб- ность в целевых финансовых ресурсах и необходимость их кон- центрации на государственном и территориальном уровнях.

Наиболее известной формой организации государственных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет (фе- деральный, территориальные и местные).

Вместе с тем ограниченность оборотных финансовых ре- сурсов вызывает необходимость параллельного накопления и использования целевых внебюджетных фондов для финанси- рования государственных расходов.

Практика финансирования государственных расходов из целевых социальных внебюджетных фондов достаточно широко распространена в зарубежных странах.

С помощью государственных социальных целевых внебюд- жетных фондов можно решать ряд задач:

· оказывать социальную помощь и услуги населению путем

выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

· обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособ- ности человека;

· оказывать социальные услуги населению путем финанси-

рования учреждений социальной инфраструктуры;

· финансировать пенсионное обеспечение.

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового со- стояния страны.

Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и субъ- ектов РФ и муниципальных образований.

Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.

Правовой основой образования государственных социаль- ных целевых фондов является прежде всего Конституция РФ и БК РФ.

Право граждан России на социальное обеспечение записано в ст. 39 Конституции РФ: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установ- ленных законом”.

Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета Российской Федерации и региональных бюджетов.

Эти фонды действуют на основе положений о фондах, ут- вержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с федеральными и региональными законами.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

Определенные полномочия по регулированию деятельности указанных фондов возложены на органы Федерального казна- чейства. Главной задачей единой централизованной системы Фе- дерального казначейства является организация обслуживания государственного бюджета, а также регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и ана- лиз информации о состоянии бюджетной системы, в том числе внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды в Российской Фе- дерации имеют социальную направленность и строго целевое назначение. В зависимости от целевого назначения государс-

твенные внебюджетные фонды делятся на две группы: соци- альные фонды и экономические фонды.

К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· фонды обязательного медицинского страхования (феде- ральный и территориальные).

К государственным внебюджетным экономическим фондам относят: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и эксперимен- тальных разработок и др.

Наши рекомендации