Государственные социальные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд Российской Федерации. Его создание было предусмотрено Законом РФ № 3401 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о государственных пенсиях), которым устанавливалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с этим законом, осуществляется ПФ России за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из республиканского бюджета РФ.

Пенсионный фонд РСФСР был образован постановлением Верховного Совета РСФСР. Действующее до настоящего времени Положение о Пенсионном фонде РФ утверждено постановлением Верховного Совета РФ № 2122Р. Кроме того, правовой статус ПФ России определяется Законом об обязательном пенсионном

Пенсионный фонд РФ является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. ПФ России (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФ России перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных законодательством; капитализацию средств ПФ России, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФ России; межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ России; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФ России страховых взносов и предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц.

Пенсионный фонд РФ также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Руководство ПФ России осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. Правление ПФ России несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда, определяет его перспективные и текущие задачи, издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФ России, решает другие вопросы, отнесенные к компетенции фонда. Оно также утверждает положения о территориальных органах ПФ России, являющихся юридическими лицами.

В соответствии со ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании как страховщик ПФ России имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства; получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну; осуществлять управление средствами бюджета фонда и контроль за их расходованием в соответствии законодательством РФ; представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями; осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Одновременно ПФ России, в частности, обязан подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов; назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии), а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; составлять проект бюджета фонда и обеспечивать его исполнение; регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости; обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием; осуществлять регистрацию страхователей; вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ; обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений; обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов; организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования.

Бюджет ПФ России является консолидированным. Он составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При его формировании устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет ПФ России и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ.

Бюджет ПФ России формируется за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, а также на иные цели, определенные законодательством РФ, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета ПФ России.

Конкретные источники доходов бюджета ПФ России определяются законами о бюджете фонда на очередной год.

ПФ России также начал осуществлять ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан России, предусмотренные Законом о монетизации льгот и иными законодательными актами. Средства на их обеспечение перечисляются в фонд из федерального бюджета.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФ России создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются законом о бюджете ПФ России.

Контроль за использованием средств бюджета ПФ России осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.

Размеры тарифов страховых взносов, порядок исчисления, порядок и сроки их уплаты страхователями установлены гл. V Закона об обязательном пенсионном страховании.

Под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФ России в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

Это связано с тем, что финансирование накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Сейчас средства на накопительную часть трудовой пенсии выделяются в составе пенсионных страховых взносов только лицам 1967 г. р. и моложе.

В целях сохранения, защиты от инфляции и преумножения указанных средств производится их инвестирование управляющими компаниями. Порядок инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии определен Законом № 1 ПФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными правовыми актами.

До возникновения у будущего пенсионера права распоряжения средствами накопительной части трудовой пенсии (это право возникает у него не чаще одного раза в год) соответствующие суммы, поступившие на счета ПФ России, аккумулируются им и подлежат инвестированию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ.

Пенсионный фонд РФ в рамках системы инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, в частности, обязан использовать средства пенсионных накоплений исключительно в целях, установленных законом; заключать договоры с государственной управляющей компанией, а также с управляющими компаниями и специализированным депозитарием которые отобраны по результатам конкурса; передавать управляющей компании средства пенсионных накоплений в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ, и в соответствии с договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений; вести обособленный учет средств пенсионных накоплений и обеспечивать режим их учета; отражать средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц; запрашивать и получать у государственной управляющей компании и управляющих компаний, отобранных по конкурсу, средства на выплаты за счет средств пенсионных накоплений; направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и об их направлении на инвестирование, а также о выплатах за счет средств пенсионных накоплений; направлять не позднее 1 июля каждого года застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов, результатах инвестирования средств пенсионных накоплений и необходимые документы для выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или уполномоченного негосударственного пенсионного фонда; рассматривать заявления застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании); рассматривать заявления застрахованных лиц об отказе от получения накопительной части трудовой пенсии и о выборе негосударственного пенсионного фонда; обеспечивать перевод средств пенсионных накоплений в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или выбранный негосударственный пенсионный фонд; в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией уведомлять об этом застрахованных лиц, выбравших данную управляющую компанию.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечить перевод средств пенсионных накоплений в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или в государственную управляющую компанию в сроки и порядке, которые установлены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, но не позднее 31 декабря текущего года.

Поскольку постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 средства Фонда социального страхования были включены в список объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, указами Президента РФ № 822 № 1503 управление ФСС РФ было возложено на Правительство РФ с участием общероссийских объединений профсоюзов.

Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом", а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем ФСС.

Основными задачами ФСС РФ являются:

— обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

— участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

— осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

— разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области социального развития и финансов предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

— организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

— сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Указом Президента РФ № 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых ФСС РФ.

В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем ФСС.

Управление ФСС РФ осуществляют Председатель, обладающий весьма широкими полномочиями, и Правление фонда (Председатель ФСС и его заместители назначаются Правительством России).

Средства ФСС РФ образуются за счет:

— страховых взносов работодателей;

— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в фонд;

— доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

— добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий (льгот, пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

— прочих поступлений (например, недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.).

Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных российским законодательством.

Порядок уплаты страховых взносов указанными категориями плательщиков в ФСС РФ определен постановлением Правительства РФ № 144.

Все источники доходов ФСС и их предполагаемые суммы содержатся в федеральных законах о бюджетах фонда на очередной год.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерию работодателей.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в организациях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Правовые, организационные и экономические основы медицинского страхования в нашей стране были установлены Законом о медицинском страховании граждан. Оно подразделялось на два вида: обязательное и добровольное, однако механизм финансирования ОМС в законе четко прописан не был.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования был создан постановлением Верховного Совета РФ № 4543-Р. Действующий устав ФФОМС утвержден постановлением Правительства РФ № 857. Согласно уставу, ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Основными задачами ФФОМС являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом о медицинском страховании граждан;

2) обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Фонд имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, утверждать нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями.

Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом — правлением во главе с председателем и постоянно действующим исполнительным органом — директором, назначаемым и освобождаемым от должности Правительством РФ.

Контроль за деятельностью ФФОМС осуществляет ревизионная комиссия. Ежегодно также назначается аудиторская проверка.

В соответствии с Положением ТФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Он подотчетен органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основными задачами ТФОМС являются:

1) обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан;

2) обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

3) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;

4) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

5) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. До введения единого социального налога финансирование ОМС осуществлялось путем уплаты страховых взносов.

Тарифы страховых взносов устанавливались соответствующими законами РФ, постановлениями Верховного Совета РФ и федеральными законами.

В фонды обязательного медицинского страхования также в установленном порядке зачисляются средства, поступающие от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и от единого сельскохозяйственного налога.

Финансовые средства ФФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд ОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления перечисляют финансовые средства в ТФОМС за неработающее население в порядке, предусмотренном Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ № 4543-1.

Заключение

В заключение данной курсовой работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению и источников финансирования социального обеспечения. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Естественно чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди, которые проработали, почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом.

При написании данной курсовой работы, изучив различную литературу по приведенной теме, можно сделать вывод, что финансирование системы социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды: пенсии; пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь; врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; льготы и преимущества инвалидам.

Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

Основные задачи в области реформирования социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 20 декабря.

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

4. Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 20 декабря.

5. Федеральный закон № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

6. Федеральный закон № 21 ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 г. № 11. Ст. 998.

7. Федеральный закон от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348.

8. Налоговый кодекс ч.2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 3340.

9. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 1999. 21 июля.

10.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 2006. 23 июля.

11.Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с послед, изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. № 19. Ст. 2071.

2. Учебно-методическая литература:

1. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова. КН. Гусов. М: Проспект: Велби. 2007. 640 с.

2. Bepxoвцев, A.B. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: учеб. пособие. М.: ПНФРА-М 2001. 152 с.

3. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов. СВ. Харитонова. М: Академия. 2006. 416 с.

4. Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко. В.П. Ковалев. М.: Юриспруденция. 2005. 224 с.

5. Гусов, КН. Право социального обеспечения России: учебник. М: Проспект. 2007! 640 с.

6. Должнекова, Г Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Юрайт. 2007. 187 с.

7. Ерусланова, РЖ Пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / Р.И. Ерусланова. Ф.Н. Емельянова. М.: Дашков и К0 . 2007. 608 с.

8. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения: учебник / М.Л. Захаров. Э.Г. Тучкова. М.: ВОЛТЕРС КЛУВЕР. 2005. 323 с.

9. Лушникова, М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстинформ. 2008. 600 с.

10. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Е. Мачульская. К.В. Добромыслов. М: Кн. мир. 2006. 342 с.

Практическая часть:

Задача

В связи со смертью жены за назначением пенсии обратился Ломов в возрасте 45 лет. Семья умершей состоит из мужа, его ребенка от первого брака и ребенка умершей, также от первого брака. На детей Ломов и его жена получают алименты.

Как должен быть решен вопрос о пенсионном обеспечении данной семьи, если причина смерти – общее заболевание. Возраст умершей – 40 лет; в течение 4-х лет она работала по трудовому договору, 5 лет обучалась на вечернем отделении вуза и 3 года была занята уходом за ребенком.

Решение:

Учитывая, что умершая женщина получала алименты на содержание ребенка от первого брака, можно сделать вывод, что ее ребенок не достиг совершеннолетия, то есть 18-ти лет.

Согласно ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 9 настоящего ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти.

Таким образом, нынешний муж умершей женщины, как ее супруг, осуществляющий уход за ребенком умершей, имеет право получать трудовую пенсию по случаю потери кормильца ребенком.

Если же умершая не имела страхового стажа, как указано в пункте 11 ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии со 11 статьей которого право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Тестовые задания

Наши рекомендации