Бюджетная политика государства на современном этапе развития РФ.
Бюджетная политика -это совокупность мероприятий государства по организации и исполнения бюджетных ресурсов для обеспечения экономического и социального развития.
Разрабатывается бюджетная политика органами власти – законодательной, исполнительной соответствующего уровня с привлечением ученых, практиков, как отечественных, так и зарубежных.
Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства (в лице органов власти и органов местного самоуправления) по регулированию бюджетного процесса, управления бюджетным дефицитом, а также использования бюджетной системы для реализации задач экономической политики страны.
Бюджетная политика постоянно находится в центре общественного внимания, поскольку она является ключевым звеном экономической политики государства.
От качества бюджета, закрепленных в ней параметров зависит уровень социальной защиты населения, инвестиционной возможности государства, степень влияния России на международной арене, предпринимательской активности субъектов хозяйствования и граждан. В бюджетной политике ярко высвечиваются и наиболее остро сталкиваются интересы разных социальных групп.
Бюджетная политика как составная часть социальной политики взаимодействует с налоговой, денежно – кредитной, инвестиционной, валютной. Она играет важную роль в обеспечении стабильности в государстве, способствует развитию государства и повышению его эффективности, поддержки предпринимательской инициативы и повышения благосостояния народа.
Суть проблемы построения эффективной бюджетной политики состоит в ее научном обосновании и в том насколько она базируется на фундаментальных теоретических исследованиях, исходя из данной финансовой доктрины государства.
При определении бюджетной политики государств, прежде всего, исходит из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности, учитывая всю совокупность национальных, исторических, политических, социально – экономических и других особенностей развития государства.
Бюджетная политика находится в неразрывном единстве с развитием государства.
К внутренним факторам, которые оказывают влияние на бюджетную политику, относятся:
- экономические – они связаны с макроэкономическими процессами в сфере общественного производства;
- социальные – связаны с особенностями развития социальных сфер экономики (образование, охрана здоровья, социальная защита населения, раз мер и уровень заработной платы и т.д.)
- политические – связаны с обеспечением обороноспособности государства и поддержания внутреннего распорядка, укрепления законодательной и исполнительной власти.
К внешним факторам относятся: зависимость государства от экономических взаимоотношений с другими странами по поставкам топлива, сырья и материалов, обмена и технологиями, экспортными возможностями государства самой страны и ее интеграция в мировую систему.
Как свидетельствует практика, стабильная экономика объективно приводит к высокому росту экономических показателей за короткий период.
В случае, если экономика не стабильна, финансовая политика хаотична, это объективно уменьшает вероятность прогнозирования и планирования экономических и бюджетных параметров.
Проблема взаимосвязи между внутренними и внешними причинами, которые влияют на бюджетную политику, состоит, в том насколько они влияют на увеличение ВВП, наращивание и эффективное использование финансовых ресурсов, формирование основных направлений (идеологии) бюджетной политики.
Основные проблемы, которые требуют решения и связаны с бюджетной политикой:
- максимально точное определение ВВП. Учет других макроэкономических показателей: инфляция, производство товаров, потребление и накопление.
Федеральный и региональные бюджеты в России составляются на три года ( на Украине на год), т.е. в России развито перспективное планирование.
Формирование бюджетов осуществляется на основании основных направлений бюджетной политики.
На основании бюджетного послания Президента принимаются основные направления бюджетной политики.
Так, основные направления на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – проект федерального бюджета на 2015-2017 годы).
При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее – государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования.
Разработка данного документа осуществлялась с учетом итогов реализации бюджетной политики в период до 2014 года, а также на основании Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, практики реализации Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле».
Целью Основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задачами Основных направленийбюджетной политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования федерального бюджета, финансовых взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации.
В целях минимизации угроз несбалансированности федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка Основных направлений бюджетной политики осуществлялась на основе «консервативного», то есть, наиболее реалистичного варианта макроэкономического прогноза. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, в том числе на долгосрочную перспективу, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств.
Также на экономику будут влиять существующие инфраструктурные и институциональные ограничения.
В среднесрочной перспективе прогнозируется, что уровень потребительской инфляции будет снижаться (до 3,8-4,8% в 2017 году) под воздействием умеренного повышения доходов населения, относительной стабилизации номинального курса рубля, консервативной денежной политики, ограничений роста коммунальных тарифов, умеренной динамики мировых цен на зерно и продовольствие.
Целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Данная цель будет достигаться через решение следующих задач.
1.Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
Основной новацией бюджетного законодательства предстоящего периода будет являться подготовка новой редакции Бюджетного кодекса, которая должна подвести итоги проведенных бюджетных реформ, консолидировать в единую систему многочисленные принятые федеральные законы и разработанные законопроекты о внесении изменений в Бюджетный кодекс.
Новая редакция Бюджетного кодекса должна быть в большей степени устойчивой к изменениям, понятной и удобной в применении.
2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
В условиях существенного роста объемов государственного и муниципального долга будет изменена основная задача предоставления бюджетных кредитов.
Сокращению уровня долговой нагрузки региональных и местных бюджетов, в частности, будет способствовать замещение коммерческих кредитов субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование бюджетными кредитами. При этом в качестве условий предоставления кредитов будут использоваться дополнительные требования к ограничению наращивания прочих заимствований (за исключением займов на реструктуризацию накопленной задолженности), оптимизации структуры и объемов расходных обязательств, проведению эффективной политики администрирования доходов.
3.Для повышения эффективности осуществления капитальных вложений необходимо создание условий, направленных на снижение рисков срыва сроков строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, в том числе из-за длительности процедуры внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу.