Учет операционных расходов
Планирование аудита
Планирование аудита-самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.
Задачи планирования аудита:
-установление этапов и сроков работы с клиентом
-определение затрат
-рациональное использование рабочего времени специалиста
-подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом
-определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения
-распределение между специалистами разделов аудита
-создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом
-обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.
Период планирования занимает время с момента получения письма-приглашения к аудиту и до заключения договора на проведение аудита в организации. Процесс планирования аудита как начальный этап включает в себя: разработку плана с определением объема аудита; разработку графическим схем; определение сроков проведения поверки; составление аудиторской программы, конкретизирующей объем, виды и последовательность аудиторских процедур.
Принципы процесса планирования: наличие большого количества вариантов достижения минимальных потерь при проведении аудита.
Самостоятельные стадии этапа планирования аудиторской проверки в проверяемой организации:
1)предварительное планирование аудита (согласование с руководством экономического субъекта организационных вопросов, получение информации об объекте и формирование рабочей группы);
2)подготовка и составление плана аудита;
3)подготовка и составление программы аудита.
На стадии предварительного планирования аудитор оценивает возможность проведения аудиторской проверки,а затем приступает к разработке общего плана и программы аудита.
Общий план-руководство в осуществлении программы аудита, в котором должны предусмотреть: сроки проведения аудита; составить график проведения проверки ,подготовки отчета, аудиторского заключения, учесть уровень существенности проблемы; указать на производственные оценки рисков аудита; рассчитать реальные трудовые затраты; рассмотреть вопросы распределения аудиторов по конкретным участкам аудита; определить способ проведения аудита.
Программа аудита -детальный перечень содержания аудиторских процедур,необходимых для практической реализации плана аудита, который включает: составление обзора деятельности клиента; разработку стратегии аудита; проведение аудита, формирования аудиторского мнения.
Основные принципы планирования аудиторам проверки.
Планирование любой деятельности является залогом ее успеха Аудиторскую проверку также нельзя проводить без детальной планирования. Спланировав аудит, аудитор приступает к работ! более подготовленным, что улучшает качество аудита, минимизирует время, потраченное на проверку, расходы на риск, связанны! с аудитом.
В соответствии с МСА 300 «Планирование» аудитор должен планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен эффективно. Планирование означает разработку общей стратегии и детального подхода к предполагаемой сущности, срокам и рамкам аудита.
Необходимо различать планирование работы аудиторской фирмы в целом и планирование аудита конкретного предприятия,о чем и будет идти речь далее.
Концепция стратегического планирования аудиторской проверки представляет собой попытку развить методику аудиторской проверки в соответствии с требованиями современности. Стратегическое планирование выступает как важное соединяющее звено между теорией и практикой проведения аудиторской проверки.
Стратегическое планирование выполняет две основные функции:
1)описательную, обеспечивающую общее описание проверки;
2)распорядительную, способствующую оформлению плана конкретной проверки.
Стратегическое планирование имеет стратегический, тактический и оперативный уровни. То есть концепция стратегического планирования предполагает построение аудита на поэтапной основе.
На первом этапе осуществляется разработка стратегии аудиторской проверки, целью которой являются организация процесса аудита и применение общей методики проведения проверки в соответствии с требованиями международных стандартов аудита и принципиального понимания современной экономической среды и хозяйственной деятельности предприятия.
На втором этапе при составлении общего плана и программы аудита учитывают сферу деятельности конкретного предприятия и присущие ей риски, выбранную стратегию бизнеса, предыдущие взаимоотношения с клиентом (если такие существовали) и т. п.
Что касается третьего этапа, то при проведении детальной аудиторской проверки выполнение работ следует периодически сравнивать с планом и в случае необходимости корректировать плановые задания, вносить изменения и дополнения в план и программу аудиторской проверки.
Во время планирования аудитор разрабатывает и документально оформляет план аудита, определяет в нем существенность ошибок и осуществляет аудит по этому плану. Планом является документ, содержащий взаимосвязанный и последовательный перечень работ для достижения определенной цели. Важное значение в связи с этим приобретает определение уровня существенности. Процесс определения критерия существенности состоит из двух частей:
— предварительное суждение о существенности на уровне финансовой отчетности в целом, заключающееся в определении максимальной погрешности, которая, по мнению аудитора, хотя и свидетельствует о наличии ошибок в финансовой отчетности, но еще не влияет на решения пользователей;
-предварительное суждение по сегментам предусматривает рассмотрение возможности искажений сравнительно небольших сумм, которые в совокупности могут повлиять на финансовую отчетность.
таблица
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЛАНИРООВАНИЯ АУДИТА
Следовательно, суждение о существенности — это одно из важнейших решений, принимаемых аудитором, поэтому оно требует высокого уровня профессионализма. Аудитор еще на начальной стадии планирования должен определиться с суммарной погрешностью финансовой отчетности, которую он будет рассматривать как критерий существенности. Однако аудитор в процессе осуществления аудита может изменить свое предварительное суждение о существенности ввиду тех или других обстоятельств.
От установленного уровня существенности зависят характер, срок и объем аудиторских процедур, а также размер гонорара. Чем ниже установленный уровень существенности, тем большим будет объем аудиторских процедур и, соответственно, гонорар. Однако следует понимать, что существенность не является абсолютной величиной, а потому не следует устанавливать ее количественный критерий, хотя на практике аудитор определяет уровень существенности именно с помощью чисел. Единой методики установления уровня существенности, тем более его количественного расчета, не существует. При установлении уровня существенности следует рассмотреть факторы, влияющие на суждение аудитора о существенности, количественной базе и качественных факторах.
Если в качестве количественной базы взять прибыль до налогообложения, то уровень существенности будет ниже, чем при выборе в качестве базы стоимости имущества. Прибыль является результативным показателем, поскольку включает возможные существенные искажения информации многих разделов финансовой отчетности.
В целом же в соответствии с МСА при разработке плана аудитор должен обратить внимание на следующие вопросы:
— понимание бизнеса клиента, а именно главных факторов, влияющих на деятельность предприятия, важных характеристик деятельности предприятия, его организационной структуры, процесса производства, финансовых результатов и т. п.;
понимание учета и системы внутреннего контроля, в частности методологии и принципов бухгалтерского учета на предприятии, механизма осуществления внутреннего контроля и др.;
— понимание учета и системы внутреннего контроля, в частности методологии и принципов бухгалтерского учета на предприятии, механизма осуществления внутреннего контроля и др.;
— изучение рисков и существенности ошибок, которое предусматривает оценку риска внутреннего контроля и его эффективности и оценку личногоаудиторского риска; определенсущественности ошибок дляцелей аудита и т. п.,
— _ определение видов, времени и полноты процедур а именно установлениевозможности оперативного внесения к» менеиий в отдельныенаправления аудита; влияния инфорю- »ионных технологий,работы внутренних аудиторовна процесс аудита и др. ;
— координация, руководство, сопровождение и надзор в процессе осуществления аудита, направленные! на подборисполнителей аудита и распределениеобязанностей между ними;установление возможностипривлечения других специалистов,которые не являются аудиторами, и т. п.;
— другие вопросы.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТА
— Программа аудита разрабатывается на основе плана аудита
— оформляется документально. Программа аудита — это аудиторский документ, имеющий вид таблицы и содержащий пере-
— чень аудиторских процедур, которые должны быть проведены в ходе предварительно запланированного аудита. Она помогает осуществлять руководство со стороны фирмы проведением аудиту
— и контролировать работу аудиторов.
В начале программы указывается название предприятия, период проверки, дата проверки, объект проверки. В аудиторскую программу включаются основные сведения о субъекте хозяйствования; правовые основы субъекта хозяйствования; оценка системы учета и внутреннего контроля; перечень всех аудиторских процедур, которые необходимы для сбора достаточного количества достоверных доказательств; детальное описание каждой процедуры; распределение обязанностей между исполнителями аудита; область выборочного исследования и объем выборки; график проведения аудита.
Следовательно, при разработке программы аудита необходимо \ порядочить аудиторские процедуры и определить методы их выполнения, уточнить и детализировать объемы работы, которую предполагается выполнить.
Каждый объект проверки в программе представлен отдельно. Например, программа аудита может предусматривать следующие объекты аудита:
— организационноэкономическая характеристика предприятия;
~ правовые основания деятельности предприятия*
— действующая система учета и внутреннего контроля*
— учет основных средств;
— учет нематериальных активов;
— учет прочих необоротных активов;
— учет производственныхзапасов;
— учет денежных средств и их эквивалентов;
— учет расчетных операций;
— учет собственного капитала;
— учет заемных средств;
— учет расходов, доходов и финансовых результатов;
— финансовая отчетность и т. п.
Программа аудиторской проверки передается руководителю предприятия для ознакомления и согласования, в частности по объектам и стадиям проверки. Утверждают програм
му руководитель аудиторской фирмы и руководитель предприятия.
До того как персонал аудиторской фирмы начнет осуществлять подробную аудиторскую проверку, необходимо ознакомить его с программой аудиторской проверки конкретного предприятия и обсудить все присущие ему проблемы и выделить области с высоким уровнем аудиторского риска.
Впроцессе осуществления аудита возможны измененияили уточнения к программе аудита, мотивация которых должнабыть задокументирована. По каждому разделу программы аудита в рабочей документации аудитора делаются соответствующие записи и выводы, используемые в дальнейшем при подготовкеаудиторского заключения или отчета.
СТАДИИ АУДИТА
Аудиторский процесс состоит из большого количества разнообразных процедур, поэтому его условно можно разделить на такие стадии:
— предисследовательская (начально-организационная);
— исследовательская;
— завершающая.
Предисследовательская стадия включает процедуры органи- зационногохарактера, направленные на создание необходимых условийдля качественного проведения аудита вустановленный срок. На этойстадии осуществляются:
а) выбор объекта аудита, а именно: определение перво очередного объектааудита; формирование бригады аудиторе»; назначение аудита;
б)организационно-методическая подготовка аудита, состоящая из изучения состояния экономики объекта; разработки плана аудита; выбора методики аудита; разработки плана-графика аудита; составления программы аудиторской проверки.
Исследовательская стадия представляет собой непосредствен ное выполнение аудиторских процедур на проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Учет операционных расходов
Данныерасходы невключаются в себестоимостьреализованные продукты и услуги, являются расходамиотчетного периодаи отражаются а отчете финансовых результатов.
Административные расходы- хозяйственные расходы, связанные с обслуживанием по предприятию в целом. К ним относятся:
-общие корпоративные расходы (организационные,предварительные и ведение годовых собраний);
-расходы на содержание аппарата управления и другого общехозяйственного персонала: на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия;
-расходы на служебные командировки;
-расходы на содержание необоротных активов общехозяйственного назначения;
-амортизация необоротных активов общехозяйственного назначения;
-оплата профессиональных услуг (юридических, аудиторских и др.);
-почтово-телеграфные расходы;
-канцелярские расходы;
— суммы налогов, сборов, обязательных платежей (кроме включаемых впроизводственную себестоимость продукции);