Операционных доходов и расходов

± (сальдо)

Внереализационных доходов и расходов

= (равно)

Прибыль (убыток) до налогообложения.

Полученная таким образом прибыль до налогообложения корректируется за счет отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Из прибыли до налогообложения вычитаются: налог на имущество (в размере 2,0 % от стоимости имущества, находящегося на балансе предприятия), налог на рекламу (в размере 5,0 % фактических затрат на рекламные работы и услуги), доходы по видам деятельности, освобожденной в соответствии с законодательством, от налогообложения.

__________________________

1Валовая прибыль, рассчитанная таким образом близка по своей природе к понятию «Валовая маржа», применяемому в странах рыночной экономики при расчете прибыли, но при условии если сумма постоянных затрат по управлению не отражена в выручке и себестоимости, а включена в управленческие расходы.

Из оставшейся суммы прибыли вычитается текущий налог на прибыль и рассчитывается, таким образом, чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Рассмотренная методика (порядок) расчета прибыли касается «бухгалтерской прибыли», однако в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существует разница между «бухгалтерской прибылью» и « налогооблагаемой» прибылью, состоящая из постоянных и временных разниц.

Постоянные разницы возникают в результате:1

а) превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка) над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;

б) непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей.

в) непризнания для целей налогообложения убытки, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесение его в уставной (складочный) капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;

г) образование убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения, как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах;

д) прочих налоговых различий.

Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом или других отчетных периодах.

Изложенный порядок расчета прибыли одинаков для всех предприятий общественного питания, гостиниц, турфирм (туроператоров).

В тоже время методика расчета и прибыли в гостиницах в рамках установленного порядка может иметь некоторую специфику, исходя из характера деятельности предприятия. В частности «прибыль (убыток) от продаж» может рассчитываться по следующей схеме:

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС),

в том числе от продажи:

- гостиничные услуги

- общественное питание

- прочие

-(минус)

себестоимость проданных товаров, продукции, услуг, работ,

в том числе проданных:

- гостиничные услуги

- общественное питание

- прочие

= (равно)

Валовая прибыль

-(минус)

Коммерческие расходы

-(минус)

Управленческие расходы

= (равно)

Прибыль (убыток) от продаж.

Далее расчет прибыли осуществляется по общей (описанной ранее) схеме.

«Прибыль от продаж» предприятий общественного питания и турагентств может рассчитываться и как разница между валовым доходом (сумма наценок на сырье и товары, используемых для производства продукции собственного производства) на предприятиях общественного питания или суммой турагентского вознаграждения (доходом турагентств) за минусом НДС и их издержками производства и обращения.

В странах развитой рыночной экономики наряду с чистой прибылью рассчитывается маржинальный доход или валовая маржа. Расчет осуществляется по следующей методике: из оборота от реализации вычитаются НДС и переменные расходы. Из полученной таким образом валовой маржи вычитаются постоянные расходы, и определяется прибыль или убыток от основной деятельности.

Таблица

Расчет валовой маржи и прибыли в предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.

Общественное питание Гостиницы Турфирмы
Товарооборот (выручка от реализации продукции) - затраты на сырье и товары = валовой доход - НДС - Переменные издержки (затраты) Выручка от реализации продукции и услуг - НДС - Переменные издержки (затраты)
= Валовая маржа - Постоянные издержки (затраты) = Валовая маржа - Постоянные издержки (затраты)
= прибыль (убыток) = прибыль (убыток)

Расчет валовой маржи, а также подразделение затрат на переменные и постоянные необходимо для анализа безубыточности работы предприятий, для анализа и управления прибылью.

5.3. Распределение прибыли на предприятиях ресторанно-

гостиничного бизнеса и туризма.

Чистая прибыль, полученная на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, распределяется по разным направлениям. Пропорции распределения прибыли определяются экономическими нормативами, установленными государством и предприятием самостоятельно.

При установлении нормативов распределения прибыли исходят из необходимости соблюдения следующих принципов:

- выполнение обязательств перед государственным бюджетом и бюджетами других уровней;

- накопление собственного капитала для развития предприятия;

- обеспечение материальной заинтересованности работников в увеличении прибыли предприятия;

- формирования в необходимых размерах резервного фонда для нужд предприятия.

В соответствии с данными принципами прибыль распределяется по следующим направлениям:

- отчисления в резервный фонд предприятия. Средства этого фонда используются для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, и других непредвиденных расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений от чистой прибыли до достижения им размера установленного предприятием. Размер этих отчислений не может превышать, 15% уставного фонда предприятия.

- отчисления в фонд накопления. Средства этого фонда используются на прирост основных и оборотных фондов, выступают в качестве источников дополнительных капитальных вложений, направляемых на строительство предприятия, освоение нового вида продукта (например турпродукта) приобретение пакета «ноу-хау», новых информационных технологий, линий связей и т.д.

- отчисления в фонд потребления, из которого формируются средства фонда материального поощрения и фонда социально-культурного развития, создаваемых по решению предприятия и отраженных в учредительных документах.

Наши рекомендации