Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Бухгалтерское дело в системе научного знания
Определяя место бухгалтерского дела среди других областей знания,
необходимо отметить, что по своему содержанию оно является частью
многих наук в самом широком смысле.
Бухгалтерское дело требует знаний в области финансового и
управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютерных
систем обработки данных, экономики предпринимательства (бизнеса),
гражданского права, кредитования, банковского дела, налогового
законодательства и др.
Законодательство России обязывает организации вести бухгалтерский
(финансовый) учет. Но для принятия управленческих решений существует
необходимость организации управленческого учета.
В мировой практике существуют разные подходы к этому вопросу. Так, в
Германии для управленческого и финансового учета существуют отдельные
планы счетов. В учетной практике США управленческий учет представляет
собой отдельный блок внутри финансового учета. Во Франции используют
два плана счетов – финансового и управленческого учета, а взаимодействие
между ними осуществляется через специальные счета (экраны).
В российской практике также возможна организация управленческого
учета. С введением нового Плана счетов (2000 г.) в организационном аспекте
предусмотрены возможности применения двух вариантов построения
управленческого учета:
• в рамках единой с финансовым учетом системы счетов;
• в рамках самостоятельной системы счетов (счета финансового
учета и счета управленческого учета).
Содержание объектов бухгалтерского дела и условия его
исследования предопределяют выбор и последовательность применения
экономического анализа. Он осуществляется с целью выявления
основных закономерностей развития хозяйствующего субъекта, их
взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторов, определивших те или
иные результаты деятельности организации. Информационной базой
служат данные, полученные в системе бухгалтерского учета.
Экономический анализ, осуществляемый на уровне хозяйствующего
субъекта, может быть финансовым, управленческим, анализом
финансовой отчетности, текущим, экспресс-анализом, вертикальным,
горизонтальным и т.д. Любой компонент экономического анализа
определяется целями, преследуемыми при его проведении, и
соответствующей информацией, получаемой в результате ведения
учетного процесса.
Взаимосвязь между бухгалтерским делом и аудитом осуществляется
на уровне отчетной информации. В настоящее время функции аудита
выходят за рамки проверки и подтверждения достоверности и
объективности представленной бухгалтерской отчетности. Все чаще
аудиторские фирмы занимаются операционным аудитом, оказанием и
предоставлением услуг в области управления, налогообложения,
осуществления финансовых операций, оценки заключенных договоров с
точки зрения юридических требований и т.д.
В настоящее время ведение компьютеризированного бухгалтерского
учета является распространенным явлением. В связи с этим каждый
бухгалтер (аудитор, аналитик, финансовый менеджер) должен обладать
знаниями в области электронной обработки данных и контроля на
уровне, необходимом для принятия соответствующего решения и
взаимодействия со специалистами. Счетные работники должны иметь
достаточно высокую квалификацию, чтобы давать оценку и принимать
решения об операциях в системе компьютеризированного учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
В настоящее время система нормативного регулирования
бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру.
Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты
(указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо
или косвенно постановку учета в организациях.
Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон от
21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и
дополнениями). Важным документом данного уровня является
Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно
закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие
самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица,
обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета,
обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов,
дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и
ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых
форм. Подробно изложены принципы составления и положения
договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами,
банками, другими организациями с целью своевременного и
качественного выполнения обязательств.
К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс
Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила
организации налогового учета. В свою очередь принципы__налогового
учета должны базироваться на данных, полученных на основе
традиционных принципов бухгалтерского учета.
Второй уровень системы нормативного регулирования составляют
положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах
обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены
основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные
бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма
применения их к определенному виду деятельности. Документы второго
уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое
возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и
отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.
В соответствии с «Мерами по реализации в 2005-2009 гг. Программы
реформирования бухгалтерского учета» предполагается, что будет
разработано и введено в действие еще более 22 положений (стандартов),
охватывающих наиболее существенные стороны методологии
бухгалтерского учета, и в большей мере международных стандартов
финансовой отчетности.
Третий уровень нормативного регулирования представляют собой
нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными
актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению
бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т.п. К
этой группе документов относятся методические указания по
бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,
методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др.
Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов
бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также
можно отнести многочисленные указания Министерства финансов
Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной
деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя,
чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как
Минфином РФ, так и другими органами управления, которым
законодательно предоставлены соответствующие права (например,
Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и
др.).
Четвертый уровень составляют приказы, методические указания,
инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в
которых раскрываются базовые и нормативные положения,
устанавливаемые в нормативных документах 1–3-го уровней, с учетом
особенностей и специфики деятельности той или иной организации.
Примером таких нормативных документов являются приказы,
касающиеся учетной политики организации, методов оценки и
амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документов и
документооборота и т.д. Особенность документов четвертого уровня
состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические
положения не могут противоречить нормативным документам 1–3-го
уровней.
Министерством финансов РФ в 2001 г. был утвержден долгосрочный
план развития системы бухгалтерского учета. В трехэтапном плане,
охватывающем период до 2010 г., излагаются цели развития
бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы
бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. При этом в плане
рассматриваются порядок и сроки осуществления мероприятий в
отношении различных групп организаций. Концепция разработки этого
документа заключается в том, что развитие системы бухгалтерского
учета является составной частью общего процесса становления
рыночных отношений в Российской Федерации. Содержание
представленного документа подчеркивает, что в результате разделения
права собственности и функций управления формируются новые для
России группы внешних пользователей финансовой отчетности (в
частности, акционеры), заинтересованных в получении объективной и
подробной финансовой информации, а также ее сопоставимости на
международном уровне.
В соответствии с содержанием плана одним из важнейших условий
реформирования бухгалтерского учета в России является обеспечение
эффективного контроля за внедрением бухгалтерских стандартов как со
стороны рынка капиталов, так и со стороны государственных органов.
В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету
(стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО. Однако переход на
международные стандарты осуществляется прежде всего для того, чтобы
сделать финансовую отчетность организаций прозрачной, а
следовательно, создать условия для привлечения дополнительных
средств инвесторов на развитие предпринимательства, в том числе
малого и среднего. Вместе с тем концепция реформирования
бухгалтерского учета с ориентировкой на МСФО имеет недостаток,
заключающийся в том, что если наши организации смогут попасть на
американский финансовый рынок свободных капиталов, то они
вынуждены будут составлять бухгалтерскую отчетность не только на
основе МСФО, но и отдельно по нормам GААР. Необходимо также
разрабатываемые ПБУ приводить к сопоставлению их содержания с
параметрами и критериями МСФО. Это позволит говорить о
гармонизации и стандартизации российского бухгалтерского учета и
отчетности с международными стандартами.