Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Бухгалтерское дело в системе научного знания

Определяя место бухгалтерского дела среди других областей знания,

необходимо отметить, что по своему содержанию оно является частью

многих наук в самом широком смысле.

Бухгалтерское дело требует знаний в области финансового и

управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютерных

систем обработки данных, экономики предпринимательства (бизнеса),

гражданского права, кредитования, банковского дела, налогового

законодательства и др.

Законодательство России обязывает организации вести бухгалтерский

(финансовый) учет. Но для принятия управленческих решений существует

необходимость организации управленческого учета.

В мировой практике существуют разные подходы к этому вопросу. Так, в

Германии для управленческого и финансового учета существуют отдельные

планы счетов. В учетной практике США управленческий учет представляет

собой отдельный блок внутри финансового учета. Во Франции используют

два плана счетов – финансового и управленческого учета, а взаимодействие

между ними осуществляется через специальные счета (экраны).

В российской практике также возможна организация управленческого

учета. С введением нового Плана счетов (2000 г.) в организационном аспекте

предусмотрены возможности применения двух вариантов построения

управленческого учета:

• в рамках единой с финансовым учетом системы счетов;

• в рамках самостоятельной системы счетов (счета финансового

учета и счета управленческого учета).

Содержание объектов бухгалтерского дела и условия его

исследования предопределяют выбор и последовательность применения

экономического анализа. Он осуществляется с целью выявления

основных закономерностей развития хозяйствующего субъекта, их

взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторов, определивших те или

иные результаты деятельности организации. Информационной базой

служат данные, полученные в системе бухгалтерского учета.

Экономический анализ, осуществляемый на уровне хозяйствующего

субъекта, может быть финансовым, управленческим, анализом

финансовой отчетности, текущим, экспресс-анализом, вертикальным,

горизонтальным и т.д. Любой компонент экономического анализа

определяется целями, преследуемыми при его проведении, и

соответствующей информацией, получаемой в результате ведения

учетного процесса.

Взаимосвязь между бухгалтерским делом и аудитом осуществляется

на уровне отчетной информации. В настоящее время функции аудита

выходят за рамки проверки и подтверждения достоверности и

объективности представленной бухгалтерской отчетности. Все чаще

аудиторские фирмы занимаются операционным аудитом, оказанием и

предоставлением услуг в области управления, налогообложения,

осуществления финансовых операций, оценки заключенных договоров с

точки зрения юридических требований и т.д.

В настоящее время ведение компьютеризированного бухгалтерского

учета является распространенным явлением. В связи с этим каждый

бухгалтер (аудитор, аналитик, финансовый менеджер) должен обладать

знаниями в области электронной обработки данных и контроля на

уровне, необходимом для принятия соответствующего решения и

взаимодействия со специалистами. Счетные работники должны иметь

достаточно высокую квалификацию, чтобы давать оценку и принимать

решения об операциях в системе компьютеризированного учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

В настоящее время система нормативного регулирования

бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру.

Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты

(указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо

или косвенно постановку учета в организациях.

Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон от

21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и

дополнениями). Важным документом данного уровня является

Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно

закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие

самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица,

обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета,

обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов,

дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и

ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых

форм. Подробно изложены принципы составления и положения

договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами,

банками, другими организациями с целью своевременного и

качественного выполнения обязательств.

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс

Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила

организации налогового учета. В свою очередь принципы__налогового

учета должны базироваться на данных, полученных на основе

традиционных принципов бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют

положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах

обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены

основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные

бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма

применения их к определенному виду деятельности. Документы второго

уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое

возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и

отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

В соответствии с «Мерами по реализации в 2005-2009 гг. Программы

реформирования бухгалтерского учета» предполагается, что будет

разработано и введено в действие еще более 22 положений (стандартов),

охватывающих наиболее существенные стороны методологии

бухгалтерского учета, и в большей мере международных стандартов

финансовой отчетности.

Третий уровень нормативного регулирования представляют собой

нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными

актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению

бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т.п. К

этой группе документов относятся методические указания по

бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,

методические указания по инвентаризации имущества и финансовых

обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др.

Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов

бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также

можно отнести многочисленные указания Министерства финансов

Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной

деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя,

чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как

Минфином РФ, так и другими органами управления, которым

законодательно предоставлены соответствующие права (например,

Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и

др.).

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания,

инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в

которых раскрываются базовые и нормативные положения,

устанавливаемые в нормативных документах 1–3-го уровней, с учетом

особенностей и специфики деятельности той или иной организации.

Примером таких нормативных документов являются приказы,

касающиеся учетной политики организации, методов оценки и

амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документов и

документооборота и т.д. Особенность документов четвертого уровня

состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические

положения не могут противоречить нормативным документам 1–3-го

уровней.

Министерством финансов РФ в 2001 г. был утвержден долгосрочный

план развития системы бухгалтерского учета. В трехэтапном плане,

охватывающем период до 2010 г., излагаются цели развития

бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы

бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. При этом в плане

рассматриваются порядок и сроки осуществления мероприятий в

отношении различных групп организаций. Концепция разработки этого

документа заключается в том, что развитие системы бухгалтерского

учета является составной частью общего процесса становления

рыночных отношений в Российской Федерации. Содержание

представленного документа подчеркивает, что в результате разделения

права собственности и функций управления формируются новые для

России группы внешних пользователей финансовой отчетности (в

частности, акционеры), заинтересованных в получении объективной и

подробной финансовой информации, а также ее сопоставимости на

международном уровне.

В соответствии с содержанием плана одним из важнейших условий

реформирования бухгалтерского учета в России является обеспечение

эффективного контроля за внедрением бухгалтерских стандартов как со

стороны рынка капиталов, так и со стороны государственных органов.

В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету

(стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО. Однако переход на

международные стандарты осуществляется прежде всего для того, чтобы

сделать финансовую отчетность организаций прозрачной, а

следовательно, создать условия для привлечения дополнительных

средств инвесторов на развитие предпринимательства, в том числе

малого и среднего. Вместе с тем концепция реформирования

бухгалтерского учета с ориентировкой на МСФО имеет недостаток,

заключающийся в том, что если наши организации смогут попасть на

американский финансовый рынок свободных капиталов, то они

вынуждены будут составлять бухгалтерскую отчетность не только на

основе МСФО, но и отдельно по нормам GААР. Необходимо также

разрабатываемые ПБУ приводить к сопоставлению их содержания с

параметрами и критериями МСФО. Это позволит говорить о

гармонизации и стандартизации российского бухгалтерского учета и

отчетности с международными стандартами.

Наши рекомендации