Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов
Целью социальной государственной политики многих государств в отношении инвалидов является гарантия основных прав и обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В силу ряда экономических, социальных и демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, утративших трудоспособность и ставших инвалидами. По экспертным оценкам ООН, инвалиды составляют 10 % общей численности населения. В связи с этим остро встает проблема обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов.
В Российской Федерации около 10 млн инвалидов, а по прогнозам в ближайшие годы ожидается увеличение их численности более чем в два раза.
Значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности в социальной структуре общества, а также ожидаемое дальнейшее увеличение числа инвалидов в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране свидетельствуют о масштабности этой проблемы и о необходимости проведения комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество.
Что касается политики государства в данной сфере, то в настоящее время формируется сеть учреждений государственной службы реабилитации, создается отечественный рынок технических средств реабилитации, происходит структурная перестройка и реорганизация службы экспертизы.
Согласно Федеральному закону о социальной защите инвалидов, комплексная реабилитация является одним из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан Российской Федерации. Она представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации состоит в восстановлении социального статуса инвалида, достижении им материальной независимости и его социальной адаптации.
Реабилитация инвалидов включает:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалида, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Основу механизма реабилитации инвалидов составляет индивидуальная программа, которая разрабатывается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и реализуется учреждениями различной ведомственной принадлежности, имеющими реабилитационную направленность. Координация деятельности по реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения.
Учреждения, осуществляющие реабилитацию, могут заниматься только ею или сочетать ее с другими видами деятельности.
Ответственность за выполнение и реализацию соответствующих разделов индивидуальной программы реабилитации инвалидов возложена на:
· органы здравоохранения (отвечают за программу медицинской реабилитации);
· органы службы занятости населения во взаимодействии с органами социальной защиты населения, образования и науки (отвечают за программу профессиональной реабилитации);
· органы социальной защиты населения во взаимодействии с жилищно-коммунальными службами, органами по физкультуре и спорту, культуры, общественными организациями инвалидов (отвечают за программу социальной реабилитации).
4.1. Профессиональная реабилитация инвалидов
Процесс профессиональной реабилитации инвалидов охватывает систему мер по восстановлению конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Это прежде всего его профессиональная ориентация, профессиональное образование и рациональное трудоустройство. Данные, полученные при освидетельствовании инвалидов в учреждениях службы медико-социальной экспертизы, показали, что в профессиональной реабилитации нуждаются свыше 62% от общего числа инвалидов, в том числе:
· потребность в профессиональной ориентации отмечена у 10 % инвалидов;
· в профессиональном образовании нуждается от 5 до 15 % инвалидов в зависимости от возраста и характера патологии;
· потребность в обеспечении занятости (профессиональное консультирование, профессиональный подбор, содействие в трудоустройстве) имеется у 54 % инвалидов;
· в профессионально-производственной адаптации нуждается от 30 до 90 % инвалидов. Вопросами профессиональной ориентации инвалидов в зависимости от возраста занимаются службы медико-социальной экспертизы, служба занятости, соответствующие структуры управлений по социальной защите населения администраций городов и районов, школы, а также родители и сами инвалиды.
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние или высшие профессиональные учебные заведения они пользуются определенными льготами.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Министерства труда РФ. В учреждения начального и среднего профессионального образования для инвалидов органами социальной защиты населения направляются инвалиды с учетом трудовых рекомендаций на обучение, выданных службой медико-социальной экспертизы.
Срок обучения в техникуме три, а в училище — один-два года, в зависимости от избранной специальности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» обучение инвалидов в первую очередь осуществляют по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 августа 1993 г.
Например, в образовательных учреждениях комплектуются группы швейного, обувного отделений. Спрос на эти профессии не снижается, что дает возможность выпускникам, при отсутствии рабочих мест на предприятиях, работать в домашних условиях.
Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться и непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ вследствие наличия на предприятиях широкой производственной базы и возможностей выбора профессий и сокращения сроков подготовки, более высокого уровня материального обеспечения в процессе обучения. В целом все виды профессиональной подготовки инвалидов — это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степени потери трудоспособности.
Несмотря на сложную ситуацию на рынке труда, вопросами профессиональной реабилитации инвалидов занимается также служба занятости населения, в приоритетном порядке оказывает им содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве.
В целях проведения единой государственной политики в сфере занятости населения службой занятости ежегодно разрабатываются мероприятия по обеспечению трудоустройства инвалидов. К их числу, в частности, относятся:
· установление квоты для приема на работу инвалидов организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, но не менее 3 % от среднесписочного состава работников;
· обеспечение взаимодействия учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы с органами службы занятости при разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов с учетом ситуации на рынке труда;
· предоставление инвалидам, имеющим показания к труду, возможности получения профессии (специальности), профессиональных навыков и знаний для последующего устройства;
· оказание содействия в трудоустройстве инвалидам, имеющим трудовые рекомендации службы медико-социальной экспертизы, обратившимся в службу занятости в поисках подходящей работы.
В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания.
Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.
Закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).
Кроме того, отдельные предприятия создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и IIгрупп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 ч в неделю),; ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).
Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов, в частности, возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации. Важное значение в трудоустройстве инвалидов занимают специализированные предприятия общественных формирований. Создаются предприятия, принадлежащие организациям ВОИ, ВОС, ВОГ.
Еще одна немаловажная проблема связана с реабилитацией психически больных. Трудовая реабилитация этого контингента должна осуществляться в лечебно-трудовых мастерских, подведомственных психиатрическим учреждениям здравоохранения, соцзащиты и в спеццехах на предприятиях промышленности.
Наиболее активно организован труд этой категории инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты. Там создаются условия для работы по интересам и с учетом физических возможностей инвалидов. Они занимаются столярным, швейным делом, пошивом и ремонтом обуви, вязанием, плетением кружев, макраме. Многие работают в строительных бригадах, организованных при домах-интернатах.
Как показывает анализ, при ежегодно возрастающем количестве инвалидов увеличивается и число инвалидов, нуждающихся в трудовом устройстве (около 60 %). Поэтому именно профессиональная реабилитация должна занимать ведущее место в общей системе реабилитации, быть решающим условием интеграции инвалида в общество.