Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1.Медицинскую реабилитацию.

2.Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­
фессиональной ориентации, профессионального образования, про­
фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3.Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1)осуществления льготной финансово-кредитной политики в
отношении специализированных предприятий, применяющих труд
инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­
ных объединений инвалидов;

2)установления в организациях независимо от организацион­
но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на
работу инвалидов и минимального количества специальных рабо­
чих мест для инвалидов;

3)резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­
ходящим для трудоустройства инвалидов;

4)стимулирования создания предприятиями, учреждениями,
организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­
альных) для трудоустройства инвалидов;

5)создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­
видуальными программами реабилитации инвалидов;

6)создания условий для предпринимательской деятельности
инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям независимо от организационно-правовых форм

и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит

из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию,
I необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­
устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­
ема на работу инвалидов обязаны:

1)создавать или выделять рабочие места для трудоустройства
инвалидов;

2)создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­
видуальной программой реабилитации инвалида;

3)предоставлять в установленном порядке информацию, не­
обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-
правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­
сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­
селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­
латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в
размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в
приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в
размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­
полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы
штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­
ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­
фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1.Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­
вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­
доспособности.

2.В соответствии с рекомендациями МСЭК.

3.При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­
нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­
циальной защиты населения.

4.Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­
валиды имели до наступления инвалидности.

5.Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных
условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов III группы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2.На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они
создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II
групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­
дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­
шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­
ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3.Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­
ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­
тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­
троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том
числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ
и ВОС — это специализированные предприятия для инвалидов с
нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и
безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­
ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп — на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены коопера­
тивы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Харак­
тер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­
щиты населения должны помогать в оформлении документов на
занятие этим видом деятельности.

Наши рекомендации