Игра 4 "Животные ищут друзей".
Игры с буквами и звуками. Часть 3.
Автор: Светлана Минина
Игры, обучающие детей звуковому анализу слова.
Игра 1 "В каком королевстве живёт звук?"
Цель:упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал:рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии;картинки с изображение красного, синего, зелёного королевств; картинки с изображением разных предметов.
Ход игры.Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной- в Красное королевство, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — в Синее королевство; если звук звучит мягко — в Зелёное королевство. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят в соответствующее королевство.
Игра 2 "Кубик".
Цель:упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал:кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого цвета).
Ход игры.Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет значим в игре. Разные варианты игры:
- дети называют характеристику звуков. Например, выпал синий цвет на грани кубика — «Согласный твёрдый»;
- пробуют назвать сам звук — [р] или [к];
- называют слова с заданной характеристикой звука. «Синий — согласный твёрдый, например: [р] — рак или [к] — кот».
Игра 3 "Потерялись животные".
Цель:упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал:медальоны с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов (красного, синего, зелёного цвета).
Ход игры.Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий.
Игра 4 "Животные ищут друзей".
Цель:упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал :медальоны с изображением животных (зебра , заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).
Ход игры.Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось бюро друзей, где каждый может выбрать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л'] — лось [л], муха [м] —медведь [м'], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.