Вещно-правовые способы защиты. 3 страница

Нормы административного и трудового права взаимодействуют при правовом регулировании института государственной службы. На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах государственной службы в РФ». Государственные служащие вправе издавать индивидуальные правовые акты, регулирующие административно-правовые отношения.

Административное право не только тесно взаимодействует с отраслями публичного и частного права, но также является «материнской отраслью» для ряда отраслей публичного права — финансового, экологического, таможенного. Исторически финансовое право развивалось то вместе, то в качестве института и подотрасли административного права, и даже сейчас, когда финансовое право сформировалось как самостоятельная отрасль, прослеживаются тесные связи этих отраслей через общие участки правового регулирования, через общие правовые институты. Финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права пропитано нормами административного права.

Выбор норм административного или уголовного права происходит при решении вопроса о квалификации деяния как административного правонарушения или уголовного преступления.

В основе взаимодействия административного права с иными отраслями российского права — наличие общественных отношений управленческого характера в сферах правового регулирования той или иной отрасли.

7.2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный[9] вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере государственного управления.

Конкретнее, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности[10] и другие.

В целом по Российской Федерации более 75% лиц, привлеченных ^административной ответственности, наказаны за нарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления / Рохлин В., Стуканов А. Указ. соч. С. 9.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ[11]административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения.

• противоправность. Она состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

• виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с присутствием воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно

• не виновно, так как находится в состоянии невменяемости. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения признается, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поихсоблюдению.

• наказуемость. Только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Ее реализация осуществляется через административные наказания. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок. Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, то есть являются антиобщественными.

Многие ученые называют указанный признак общественной опасностью. Так, по мнению профессора Л.Л. Попова, единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений[12]. Административное правонарушение характеризуется меньшей степенью общественной опасности.

Кроме того, различение сходных административных проступков и преступлений проводят по следующим критериям: наличие или отсутствие тяжких последствий; размер реально причиненного материального ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально-экономические условия[13].

В совокупности антиобщественность (общественная опасность), противоправность, виновность, наказуемость характеризуют совершенное деяние (действие либо бездействие) как административное правонарушение.

7.2.1. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ' ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и другие.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.)

Вещи материального мира выступают предметами или орудиями административного правонарушения.

'Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как ? каким способом? когда? где? с помощью каких средств совершено правонарушение?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется) и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное пра-.вонарушение.

Индивид — это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило). Время, с которого считается, что нарушитель достиг возраста ответственности, исчисляется с 0 часов, следующих за днем рождения суток.

Организация приобретает административную деликтоспособнбсть с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Так раскрывается понятие «общий субъект административного правонарушения».

Помимо общего субъекта определяются:

• специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин т. д.);

• особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотив и цель.

Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

• небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

• самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака в субъективную сторону правонарушения включаются также:

• мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

• цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение). 'Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

7.3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях[14] и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определены субъекты административной ответственности (физические и юридические лица), предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений — применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

• основанием административной ответственности является административное правонарушение;

• субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

• административное наказание являются мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

• административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями (мировыми судьями); комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органа-

. ми; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить

во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

• административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

• применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

• меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание — административное правонарушение и мера — административное наказание.

Литература

1. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. -М., 2000.

2. Административное право в схемах / Под ред. А.М. Никитина. — М.,2000.

3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. —М., 2001.

4. Бахрах Д. И. Административное право России. —М., 2000.

5. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право РФ:

Учебник для вузов.—М., 2001.

6. Григорян С.А., Бровко Н.В. Соколова Ю.А. Административное право: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Ростов н/Д, 2002.

7. Институты административного права России / Отв. ред. И. Л. Ба-чило, Н.Ю. Хаманева. —М., 1999.

8. Коренев А. П. Административное право России. Ч. I. —М., 1996.

9. Коренев А. Я. Административное право России. Ч. П. —М., 1997.

10. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. —М., 1997.

11. Овсянко Д. М. Административное право. —М., 2001.

12. Российский Б. В. Административное право: Практикум. Нормативные акты. —М., 1998.

13. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. —М., 1998.

Глава 8

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Гражданское право составляет основу частного права и поэтому особенности гражданско-правового регулирования во многом определены особенностями способов воздействия частного права на общественные отношения.

Для этого необходимо определить особенности предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это круг общественных отношений, которые призвана регулировать та или иная отрасль права.

Предмет гражданско-правового регулирования составляют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (п.1 ст. 2 ГК РФ).

Имущественные отношения, входящие в предмет гражданско-правового регулирования — это те отношения, которые возникают по поводу имущества — материальных благ, имеющих экономическую форму товара (вещи, работы, услуги, некоторые права и т. д.).

Они характеризуются равенством, независимостью и имущественной обособленностью участников.

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, которые регулируются гражданским правом, возникают главным образом в сфере создания и использования результатов интеллектуального творчества (произведений науки, литературы и искусства, изобретений, промышленных образцов и т. д.), а также средств индивидуализации товаров и их производителей (товарных знаков, фирменных наименований и т. д.).

Их связь с имущественными выражается в том, что обладание таким неимущественным правом (например, правом быть автором какого-либо литературного произведения) порождает у управомоченного субъекта и определенные имущественные права ( в нашем примере это право на получение гонорара, которым обладает автор этого произведения).

Под методом правового регулирования понимается комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на регулируемые ею общественные отношения.

Содержание метода правового регулирования во многом предопределяется характером регулируемых отношений, т. е. предметом правового регулирования.

Для частного права в силу природы регулируемых им отношений характерны методы дозволения и диспозитивности: субъектам предоставляется право самостоятельно выбирать модель поведения и самостоятельно использовать те или иные правовые средства для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Метод гражданско-правового регулирования обладает следующими основными особенностями:

1. Юридическое равенство участников гражданских правоотношений составляет основную характеристику метода гражданско-правового регулирования. Юридическое равенство означает, что ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределять поведение другой стороны только в силу занимаемого ею в правоотношении положения.

2. Автономия участников гражданского правоотношения означает возможность участников правоотношения свободно формировать свою волю, т. е. самим определять свои взаимоотношения и их содержание,

3. Диспозитивная направленность гражданско-правового регулирования. Большинство гражданско-правовых норм носит диспозитивный характер, т.е. предоставляет, сторонам самостоятельно выбирать модель своего поведения.

Кроме того, одним из принципов гражданского права является свобода договора, которая означает возможность участников гражданских правоотношений самостоятельно решать вопрос о заключении договоров, выбирать любую из предусмотренных законодательством моделей договоров, сконструировать неизвестную действующему законодательству модель, а также включить в договор по соглашению сторон любое не противоречащее закону условие.

4. Имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений выражается в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом. Степень этой самостоятельности может быть различной у разных субъектов гражданского права.

5. Судебный порядок защиты гражданских прав.

6. Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер. Потерпевшей стороне возмещаются убытки либо иные суммы или имущество. Как правило, она носит компенсационный характер, иными словами, размер ответственности по общему правилу не превышает размера убытков. Также предусмотрено имущественное возмещение морального вреда.

СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Гражданское право РФ в настоящее время включает регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

При этом предпринимательская деятельность определяется в абзаце 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В результате соответствующей государственной регистрации граждане приобретают статусиндивидуальных предпринимателей.

Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя является производным от гражданско-правовых статусов обычных граждан и коммерческих организаций. Другими словами, являясь одновременно физическим лицом и субъектом предпринимательской деятельности, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обладает двойственным, а точнее, двуединым гражданско-правовым статусом.

Указанная двойственность нормативно проявляется прежде всего в п. 3 ст. 23 ГК РФ, который, будучи расположен структурно в главе 3 ГК РФ «Граждане (физические лица)», предусматривает применение к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, правил, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.

Перечень организационно-правовых форм таких субъектов предпринимательской деятельности, каккоммерческие организации, является исчерпывающим: полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые и закрытые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, ГК РФ исходит из общего характера гражданской правосубъектности большинства коммерческих организаций.

Это означает, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Но для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение — лицензия.

И все же некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществляться коммерческими организациями как исключительные. Так, например, банк является кредитной организацией, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Другие виды деятельности банки осуществлять не вправе. Правоспособность таких организаций является специальной.

В качестве субъектов предпринимательской деятельности могут выступать инекоммерческие организации. Однако они могут осуществлять данную деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это наиболее характерно для таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как потребительские кооперативы и фонды (благотворительные и т. п.). Данным обстоятельством обусловлена возможность их признания несостоятельными (банкротами), что несвойственно другим некоммерческим организациям.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Классификация юридических лиц может быть приведенапо различным основаниям.

В зависимости от характера деятельности все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими — не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Закон устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коммерческие организации:

полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Предусмотренные ГК РФ организационно-правовые формы некоммерческих организаций, а именно: потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы коммерческих и (или) некоммерческих организаций, — не составляют закрытого перечня. Специальными законами устанавливаются и такие формы некоммерческих организаций, как, например, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономная некоммерческая организация и другие.

Общим признаком для всех хозяйственных товариществ и обществ является разделение их уставного (складочного) капитала на доли (вклады) учредителей (участников). Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (п. 1 ст. 66 ГК РФ). Сами учредители в отношении указанного имущества имеют лишь обязательственные, а не вещные права.

Основное отличие хозяйственных товариществ от хозяйственных обществ заключается в том, что товарищества рассматриваются как объединения лиц, а общества — как объединения капиталов. Другими словами, помимо внесения вклада товарищ должен лично участвовать в делах товарищества.

В полном товариществе его участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

По сравнению с остальными организационно-правовыми формами юридических лиц полное товарищество характеризуется максимальной степенью ответственности участников по обязательствам товарищества. Согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества.

В товариществе на вере (коммандитном товариществе) наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК РФ). Основное право вкладчика — получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Между этими субъектами и заключается учредительный договор, являющийся единственным учредительным документом товарищества.

Наши рекомендации