Роль и место финансов в процессе распределения

Выбирая для анализа распределения воспроизводствен­ный процесс, мы не должны забывать, что в реальном дви­жении капитала нельзя ограничиваться только сферой ма­териального производства. Более того, мы должны понимать, что капитал не признает национальных границ, чему способ-' ствует не только специфика биржевой и банковской сфер, но и широкое развитие транснациональных компаний.

Вместо совокупного общественного продукта можно было бы выбрать для анализа валовой национальный продукт. Оба показателя обладают своими достоинствами и недостатками. Так, в валовой национальный продукт не включаются материальные затраты на производство продукции. В то же время, в совокупный общественный продукт не включаются непроизводственные услуги, на долю которых в высокоразвитом обществе приходится более трети затрат общества.

Однако если исходить из позиции многоступенчатости распределения, то предпочтительным выглядит показатель „совокупный общественный продукт", поскольку он более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса — сферу материального производства.

Совокупный общественный продукт состоит из двух основ­ных частей:

1) стоимость израсходованных на производство продук­ции средств производства (орудий труда и предметов тру­да), обозначаемая в политэкономии символом С;

2) национальный доход (стоимость рабочей силы и приба­вочный продукт), соответственно обозначаемый символами Vи т.

Надо сразу оговорить условность всяких схем и формул, ибо в реальной жизни нет места теоретической очередности и последовательности операций. Так, чтобы организовать производство, надо воспользоваться либо государственны­ми субсидиями, либо банковским кредитом, которые форми­руются за пределами материального производства.

Безусловными в финансовой системе являются налоги. Чтобы разобраться в их механизме, мы и прибегаем к услов­ному примеру распределения совокупного общественного продукта (СОП).

Возмещение из стоимости СОП израсходованных средств производства (в виде амортизации, закупки новых материа­лов, сырья, полуфабрикатов, приобретения топлива и элек­троэнергии и т.п.) нельзя относить к процессам распределе­ния. Это возмещение вызвано необходимостью воспроизвод­ства, без чего, как уже отмечалось, общество не может су­ществовать. Однако формально это процесс распределения СОП, В процессе первичного распределения СОП, таким образом, выделяются три ингредиента:

С — стоимость израсходованных средств производства;

V — оплата труда (личный доход работников сферы мате­риального производства);

т — прибавочный продукт, который условно можно при­нять за прибыль.

Если бы сферу материального производства можно было принять за изолированную систему, то дальнейшее перерас­пределение (ибо только так можно обозначить распределе­ние уже распределенного) свелось бы только к еще одной итерации — уплате налогов из V и т. Однако в реальной сфе­ре распределения участвует не только государство через систему налогов, но и сфера услуг, образования, здравоохра­нения, банковская система и т.д.

Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетной сферы. Послед­ние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государства. Из личных доходов граждане оплачивают раз­личные услуги, производят взносы в страховые фонды, по­гашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги и т.д. предприятия также выпла­чивают налоги, которые идут на формирование доходов го­сударства. И этой череде перераспределительных отноше­ний нет конца. Далеко не все отношения распределения яв­ляются финансами. Но вне пределов распределения нет финансов.

После первой стадии распределения, когда СОП распре­деляется на С и V+т, наступает вторая стадия, когда нацио­нальный доход (V+т) делится на фонд накопления и фонд потребления.

Фонд накопления состоит из двух частей — части, идущей на расширенное воспроизводство, и части, идущей на обра­зование резервных фондов. На этой стадии участие финан­сов проявляется через государственные вложения в эконо­мику (причины и формы такого участия будут рассмотрены в теме 5) и создание государственных резервов и страховых фондов. Этой стадии предшествует, естественно, стадия фор­мирования фондов. Но очередностью можно пренебречь. Тем более что все доходы и расходы производятся в пределах бюджета, утверждаемого до начала года. Бюджет во всех цивилизованных странах имеет силу закона, что и позволя­ет при изучении закономерностей распределительного про­цесса не обращать внимания на последовательность доходов и расходов. В реальной действительности часто происходит опережение расходов, т.е. необходимость произвести расход наступает раньше, чем сформированы доходы. Для решения проблем несовпадения расходов и доходов по срокам исполь­зуется механизм государственного кредита.

Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государ­ство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государ­ственное устройство, авторитет партий и движений и мно­гие другие. Так, в Советском Союзе нельзя было даже пред­ставить себе влияние профсоюзов на повышение оплаты тру­да, не говоря о забастовках и других формах воздействия рабочего движения на защиту классовых интересов.

Точно так же нельзя определить и тенденции в соотноше­нии между фондами накопления и потребления. При доста­точно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, т.е растут лич­ные накопления. Если относительная доля потребления в национальном доходе более низкая, растут корпоративные накопления.

Это понятно, ибо весь созданный национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит уникальная особен­ность товара „рабочая сила" . Рабочая сила как товар обла­дает свойством создавать стоимость, превышающую затра­ты на ее воспроизводство. Этим свойством не обладают остальные компоненты производства — орудия труда и пред­меты труда.

В свою очередь и фонд потребления состоит из двух час­тей — фонда общественного потребления и фонда личного потребления. Соотношение между ними по отдельным госу­дарствам зависит от государственного устройства, традиций и т.п. Так, в социалистических государствах всегда фонд об­щественного потребления превалирует в общей величине фондов потребления. Это и понятно, ибо через фонды обще­ственного потребления государство организует финансиро­вание просвещения, здравоохранения, социальную помощь. Однако и во всех других государствах доля общественных фондов потребления достаточно велика, поскольку через эти фонды осуществляется финансирование расходов на управ­ление, оборону, поддержку промышленности и сельского хозяйства и т.п.

Здесь важно заметить, что формирование и использова­ние фондов общественного потребления обслуживают фи­нансы. Никакая другая экономическая категория не прини­мает непосредственного участия в этом процессе. Это нель­зя понимать дословно — система бухгалтерского учета, на­пример, создает предпосылку для определения величины налогов и отчислений, система цен и амортизационных от­числений влияет на сумму прибыли. Однако непосредствен­ный процесс формирования и использования общественных фондов потребления обслуживается только финансами.

Основная часть фондов общественного потребления реа­лизуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет на формирование фондов социального страхования и соци­ального обеспечения. В большинстве стран с рыночной эко­номикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечения принимают участие своими пла­тежами и работодатели, и работники наемного труда. В по­следнем случае на формирование фонда общественного по­требления направляется часть фонда личного потребления.

Оставшаяся часть фонда личного потребления делится на две части — фонды личных накоплений и фонды потребле­ния. И именно эти две части фонда личного потребления и создают условия для функционирования товарного механиз­ма. Индивидуальный спрос создает предпосылки для разви­тия товарного производства.

Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины во многом определяют темпы раз­вития государства в условиях рыночной экономики. Именно это мы имели в виду, говоря о налоговом пороге. Если госу­дарство изымает в виде налогов значительную часть первич­ных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие эконо­мики. Все дело в специфике государства как органа управ­ления — его расходы либо избыточны (там, где речь идет о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нера­циональны (расходы на социальную сферу обходятся слиш­ком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Совсем не поддается оценке эффективность затрат на обо­ронные отрасли экономики и оборону страны. И дело не толь­ко в закрытости большинства подобных бюджетных статей — в условиях широкого распространения оружия массового уничтожения эффективность любых затрат на оборону не­возможно обосновать, ибо нет эффективной защиты от со­временного оружия.

Если государство изымает в виде налогов более 30% нацио­нального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъя­тия может быть и выше, но в этом случае затраты на вос­производство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов (подробнее см. тему 6).

Наши рекомендации