Роль и место финансов в процессе распределения
Выбирая для анализа распределения воспроизводственный процесс, мы не должны забывать, что в реальном движении капитала нельзя ограничиваться только сферой материального производства. Более того, мы должны понимать, что капитал не признает национальных границ, чему способ-' ствует не только специфика биржевой и банковской сфер, но и широкое развитие транснациональных компаний.
Вместо совокупного общественного продукта можно было бы выбрать для анализа валовой национальный продукт. Оба показателя обладают своими достоинствами и недостатками. Так, в валовой национальный продукт не включаются материальные затраты на производство продукции. В то же время, в совокупный общественный продукт не включаются непроизводственные услуги, на долю которых в высокоразвитом обществе приходится более трети затрат общества.
Однако если исходить из позиции многоступенчатости распределения, то предпочтительным выглядит показатель „совокупный общественный продукт", поскольку он более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса — сферу материального производства.
Совокупный общественный продукт состоит из двух основных частей:
1) стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда), обозначаемая в политэкономии символом С;
2) национальный доход (стоимость рабочей силы и прибавочный продукт), соответственно обозначаемый символами Vи т.
Надо сразу оговорить условность всяких схем и формул, ибо в реальной жизни нет места теоретической очередности и последовательности операций. Так, чтобы организовать производство, надо воспользоваться либо государственными субсидиями, либо банковским кредитом, которые формируются за пределами материального производства.
Безусловными в финансовой системе являются налоги. Чтобы разобраться в их механизме, мы и прибегаем к условному примеру распределения совокупного общественного продукта (СОП).
Возмещение из стоимости СОП израсходованных средств производства (в виде амортизации, закупки новых материалов, сырья, полуфабрикатов, приобретения топлива и электроэнергии и т.п.) нельзя относить к процессам распределения. Это возмещение вызвано необходимостью воспроизводства, без чего, как уже отмечалось, общество не может существовать. Однако формально это процесс распределения СОП, В процессе первичного распределения СОП, таким образом, выделяются три ингредиента:
С — стоимость израсходованных средств производства;
V — оплата труда (личный доход работников сферы материального производства);
т — прибавочный продукт, который условно можно принять за прибыль.
Если бы сферу материального производства можно было принять за изолированную систему, то дальнейшее перераспределение (ибо только так можно обозначить распределение уже распределенного) свелось бы только к еще одной итерации — уплате налогов из V и т. Однако в реальной сфере распределения участвует не только государство через систему налогов, но и сфера услуг, образования, здравоохранения, банковская система и т.д.
Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетной сферы. Последние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государства. Из личных доходов граждане оплачивают различные услуги, производят взносы в страховые фонды, погашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги и т.д. предприятия также выплачивают налоги, которые идут на формирование доходов государства. И этой череде перераспределительных отношений нет конца. Далеко не все отношения распределения являются финансами. Но вне пределов распределения нет финансов.
После первой стадии распределения, когда СОП распределяется на С и V+т, наступает вторая стадия, когда национальный доход (V+т) делится на фонд накопления и фонд потребления.
Фонд накопления состоит из двух частей — части, идущей на расширенное воспроизводство, и части, идущей на образование резервных фондов. На этой стадии участие финансов проявляется через государственные вложения в экономику (причины и формы такого участия будут рассмотрены в теме 5) и создание государственных резервов и страховых фондов. Этой стадии предшествует, естественно, стадия формирования фондов. Но очередностью можно пренебречь. Тем более что все доходы и расходы производятся в пределах бюджета, утверждаемого до начала года. Бюджет во всех цивилизованных странах имеет силу закона, что и позволяет при изучении закономерностей распределительного процесса не обращать внимания на последовательность доходов и расходов. В реальной действительности часто происходит опережение расходов, т.е. необходимость произвести расход наступает раньше, чем сформированы доходы. Для решения проблем несовпадения расходов и доходов по срокам используется механизм государственного кредита.
Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государственное устройство, авторитет партий и движений и многие другие. Так, в Советском Союзе нельзя было даже представить себе влияние профсоюзов на повышение оплаты труда, не говоря о забастовках и других формах воздействия рабочего движения на защиту классовых интересов.
Точно так же нельзя определить и тенденции в соотношении между фондами накопления и потребления. При достаточно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, т.е растут личные накопления. Если относительная доля потребления в национальном доходе более низкая, растут корпоративные накопления.
Это понятно, ибо весь созданный национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит уникальная особенность товара „рабочая сила" . Рабочая сила как товар обладает свойством создавать стоимость, превышающую затраты на ее воспроизводство. Этим свойством не обладают остальные компоненты производства — орудия труда и предметы труда.
В свою очередь и фонд потребления состоит из двух частей — фонда общественного потребления и фонда личного потребления. Соотношение между ними по отдельным государствам зависит от государственного устройства, традиций и т.п. Так, в социалистических государствах всегда фонд общественного потребления превалирует в общей величине фондов потребления. Это и понятно, ибо через фонды общественного потребления государство организует финансирование просвещения, здравоохранения, социальную помощь. Однако и во всех других государствах доля общественных фондов потребления достаточно велика, поскольку через эти фонды осуществляется финансирование расходов на управление, оборону, поддержку промышленности и сельского хозяйства и т.п.
Здесь важно заметить, что формирование и использование фондов общественного потребления обслуживают финансы. Никакая другая экономическая категория не принимает непосредственного участия в этом процессе. Это нельзя понимать дословно — система бухгалтерского учета, например, создает предпосылку для определения величины налогов и отчислений, система цен и амортизационных отчислений влияет на сумму прибыли. Однако непосредственный процесс формирования и использования общественных фондов потребления обслуживается только финансами.
Основная часть фондов общественного потребления реализуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет на формирование фондов социального страхования и социального обеспечения. В большинстве стран с рыночной экономикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечения принимают участие своими платежами и работодатели, и работники наемного труда. В последнем случае на формирование фонда общественного потребления направляется часть фонда личного потребления.
Оставшаяся часть фонда личного потребления делится на две части — фонды личных накоплений и фонды потребления. И именно эти две части фонда личного потребления и создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос создает предпосылки для развития товарного производства.
Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины во многом определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики. Именно это мы имели в виду, говоря о налоговом пороге. Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. Все дело в специфике государства как органа управления — его расходы либо избыточны (там, где речь идет о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нерациональны (расходы на социальную сферу обходятся слишком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Совсем не поддается оценке эффективность затрат на оборонные отрасли экономики и оборону страны. И дело не только в закрытости большинства подобных бюджетных статей — в условиях широкого распространения оружия массового уничтожения эффективность любых затрат на оборону невозможно обосновать, ибо нет эффективной защиты от современного оружия.
Если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но в этом случае затраты на воспроизводство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов (подробнее см. тему 6).