МБРР является одним из автономных учреждений Всемирного банка и подчинен президенту Всемирного банка. 2 страница
В настоящее время пятерка стран - держателей крупнейших квот (более 10 млрд СДР) представлена США, Японией, Францией, ФРГ и Великобританией, совокупная доля которых эквивалентна 39% уставного капитала МВФ. Следующая пятерка стран - владельцев квот размером более 5 млрд СДР представлена Италией, Канадой, Саудовской Аравией, Китаем и Россией, общий вклад которых составляет около 32,7 млрд СДР, что в два раза превышает совокупную долю всех 32 латиноамериканских государств - членов Фонда.
В итоге на долю 17 участников (США и стран ЕВС) приходится более 50% его уставного капитала, в то время как совокупный вклад наиболее динамично развивающихся экономик мира (Китая, Индии, Бразилии и России) составляет лишь 8,7%. При этом у представителей США, Великобритании, Франции и ФРГ сосредоточено 38,6% голосов. Принимая во внимание правило определения "квалифицированного большинства" (85% голосов), которым руководствуются главные органы МВФ, следует отметить, что только США обладает правом вето в 16,77% голосов.
Заключая в себе явное противоречие принципам демократичности и равномерной ответственности за принятие решений, это правило наделяет единственного участника полномочиями, по силе воздействия сравнимыми с владельцем контрольного пакета коммерческой корпорации, что резонирует с экономической природой МВФ как субъекта многостороннего регулирования. Более того, в частных финансовых институтах миноритарные акционеры широко используют процедуры консолидации своих пакетов и паев. Право вето такой подход делает ничтожным.
При расчете квот стран - участниц МВФ сегодня применяет следующие формулы <1>:
Bretton Woods:
Q1 = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C / Y);
Scheme III:
Q2 = (0,0065Y + 0,02051257R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C / Y);
Scheme IV:
Q3 = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C / Y);
Scheme M4:
Q4 = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044(P + C) + 0,8352VC;
Scheme M7:
Q5 = 0,0045Y + 0,05281008R + 0,039(P + C) + 1,0432VC,
где Y - ВВП в текущих рыночных ценах предыдущего года; R - средний за предыдущий год объем официальных золотовалютных резервов; P - среднегодовые за предыдущие 5 лет платежи по счету текущих операций; C - среднегодовые за предыдущие 5 лет поступления по счету текущих операций; VC - вариация текущих поступлений, определяемая как стандартное отклонение центрального за последние 5 лет средних значений за 13-летний период.
--------------------------------
<1> См.: Хмелевская Н.Г. Доминанты реформы МВФ в контексте трансформации глобального финансового миропорядка // Финансы и кредит. 2009. N 27 (363).
Использование сразу пяти формул расчета с разными весами базовых компонентов придает схеме расчета явно выраженную неоднозначность, а ее результатам - низкую транспарентность, создавая почву для трансформации внутрикорпоративных разногласий в конфликты глобального масштаба. Вместе с тем при сегодняшней дифференциации национальных экономик по уровню благосостояния и развития внутренних рынков адекватно определить вклад каждого государства во всех сферах международных экономических отношений становится все сложнее. В частности, некоторые эксперты предлагают включить в расчет квот показатель численности населения, ВВП рассчитывать по паритету покупательной способности (а не в текущих рыночных ценах), учитывать реальные расходы МВФ в валюте каждого из участников взамен показателей открытости национальных экономик, а также изменить весовые значения базовых компонентов с учетом вклада государств в мировую торговлю и движение капитала.
На ежегодном собрании Совет исполнительных директоров Фонда (сентябрь 2006 г.) положил начало легитимизации инициатив по реформированию системы квот и голосов МВФ. В первоочередном порядке прозвучало, а затем и было одобрено Советом управляющих предложение о специальной эмиссии СДР для Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции (соответственно на 27, 79, 22 и 24% от текущей квоты в уставном капитале), став, по мнению на тот момент директора-распорядителя Р. Рато, признаком "готовности Фонда отвечать на вызовы меняющейся глобальной экономики". 28 марта 2008 г. квалифицированным большинством Совет управляющих МВФ принял пакет инициатив по пересмотру формулы расчета квот стран-участниц:
1) основными показателями оценки вклада государств в международные валютно-кредитные организации становятся их доля в мировом ВВП, поступления по счету текущих операций и "международные резервные активы и другая ликвидность" центрального банка;
2) показателю ВВП присваивается весовое значение в 50%, внешнеторговой квоте - 30%, вариациям текущих поступлений от текущих операций - 15% и международным резервам - 5%;
3) расчет ВВП на 40% будет производиться по паритету покупательной способности и на 60% - в текущих ценах.
Согласно предварительным расчетам экспертов МВФ в результате пересчета квот по новым правилам 135 стран получат в совокупности повышение их "голосующих возможностей" в МВФ на 5,4%. Наиболее существенный прирост квот последует для Южной Кореи (на 106%), Сингапура (63%) и Турции (51%), что, однако, не приведет к соразмерному увеличению их голосов. Снижение квот затронет весьма ограниченный круг из 10 государств, среди которых, помимо развитых стран в лице Великобритании, Франции и Канады и др., фигурируют также Россия, Саудовская Аравия и Венесуэла.
При этом если развитые страны смогут нивелировать этот негативный эффект реформы простой консолидацией голосов в рамках интеграционного объединения, то без пересмотра правила "квалифицированного большинства" перспективы компенсировать потери развивающихся государств неясны. Кроме того, понижение "относительного статуса" Саудовской Аравии и Венесуэлы, а также России несколько контрастирует с реальной ситуацией в современной системе мирохозяйственных связей. Суммарные официальные международные резервы (ОМР) развивающихся экономик превышают 5 трлн долл. США, или две трети ОМР мира (по итогам 2008 г.). Помимо Китая и Японии в тройку обладателей крупнейших резервов со второй половины 2007 г. входит Россия. Согласно оценкам аналитиков инвестиционного банка UBS к 2012 г. международные резервы Китая вырастут до 3,3 трлн долл. США, Японии - 1,6 трлн долл. США, России - 800 млрд долл. США.
Таким образом, реформа системы квот и голосов МВФ призвана, во-первых, сбалансировать механизм принятия решений, сделав его более демократичным и адекватным реалиям современной мировой экономики; во-вторых, повысить эффективность инструментария международной координации на основе принципов легитимности. Центральная роль в этой реформе обоснованно отводится ревизии методики расчета квот, поскольку напрямую затрагивает интересы всех стран - участниц МВФ, с одной стороны, и формирует финансовую базу для операций Фонда - с другой.
Вполне закономерной доминантой реформы МВФ является увеличение его ресурсов, согласованное решение о котором было принято по результатам саммита "Группы двадцати" (апрель 2009 г., Лондон) и отражено в положениях специального коммюнике по вопросам финансирования деятельности МФО. Достигнуты договоренности об укреплении капитала Фонда <1> на 1,1 трлн долл. США в форме:
- прямых взносов стран-доноров на 250 млрд долл. США;
- расширения стандартных соглашений о займах на 500 млрд долл. США;
- наделения Фонда полномочиями по привлечению средств на мировом рынке капитала (в том числе путем размещения ЦБ);
- дополнительной эмиссии СДР на сумму в 250 млрд долл. США, 100 млрд долл. из которых должны быть полностью распределены между развивающимися странами.
--------------------------------
<1> Declaration on delivering recourses through the international financial instructions. G20. London. 2 April. 2009.
В рамках новых правил использования своих кредитов МВФ провозглашен переход к более мягкой системе "предъявляемых условий" и как конечная цель - упрощение процедур траншевого предоставления кредитных ресурсов. С 1 мая 2009 г. отменены структурные условия для всех кредитных продуктов МВФ (могут включать перечень мер в области банковского надзора, налогового администрирования и т.п.). При этом структурные реформы будут и впредь поддерживаться в рамках специальных программ Фонда. Кредитный мониторинг будет сосредоточен на основных целях программ внутренних реформ и преобразований стран-заемщиков взамен конкретных мер с жестко зафиксированными сроками реализации. Обзоры официальных органов становятся главным инструментом контроля над выполнением "предъявляемых условий" и запуска механизма "официального освобождения" для получения очередного транша. Впервые такой упрощенный подход был апробирован при выделении Гибкой кредитной линии в Мексике в размере 47 млрд долл. США 17 апреля 2009 г., базовые параметры которой были анонсированы месяцем ранее (24 марта), что стало беспрецедентным для истории МВФ.
Контрольные вопросы и задания для обсуждения
1. Какие функции в мировой финансовой системе выполняет МВФ? Ответ аргументируйте.
2. Какие организации входят в группу Всемирного банка?
3. В чем заключаются общие черты и особенности в деятельности организаций, входящих в Группу организаций Всемирного банка?
4. На какие цели и на каких условиях предоставляют кредиты организации Группы организаций Всемирного банка?
5. Перечислите глобальные межгосударственные организации и охарактеризуйте ключевые направления их деятельности.
6. Какова роль неформальных международных организаций в современной мировой финансовой инфраструктуре?
7. Каковы основные направления реформирования МВФ?
Глава 14. РОССИЯ И МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Современный этап развития мировой финансовой системы характеризуется активным качественным изменением ее контуров, институтов и механизмов функционирования, а также соответствующими процессами реформирования мировой финансовой архитектуры (далее - МФА).
Реформа МФА назревала под воздействием раскручивания спирали глобализационных процессов, но ее необходимость стала очевидной для международных финансовых организаций и правительств развитых стран после Азиатского кризиса. Анализ множества публикаций исследователей МВФ, Всемирного банка и других организаций, посвященных этой проблеме, позволяет выделить три ключевых характеристики современного этапа развития МФА:
1) усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных финансовых систем (финансовая глобализация);
2) национальное и наднациональное регулирование, а также дерегулирование и перерегулирование финансовых секторов;
3) природа финансовых кризисов (схема трансформации МФА приведена в табл. 14.1).
Таблица 14.1
Концепция трансформации мировой финансовой архитектуры
в период 1998 - 2008 гг. <1>
Характеристики современного этапа развития МФА | Причины реформирования МФА | Цели реформирования МФА | Направления реформирования МФА | Реализованные мероприятия |
Финансовая либерализация | 1. Возникновение нового класса инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных дестабилизировать финансовую ситуацию в странах, принимающих инвестиции. 2. Резкое увеличение количества инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, массовое развитие операций с деривативами | Создание МФА, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп | 1. Либерализация национальных финансовых рынков и контроль за движением международного капитала. 2. Развитие поддержки частного сектора со стороны международных финансово-кредитных организаций. 3. Прозрачность в частном и госсекторах национальных финансовых систем | 1. Проведена либерализация национальных финансовых рынков в ряде развивающихся стран, в том числе в России. 2. Адаптация международных стандартов деятельности финансовых институтов в национальных финансовых системах многих стран. 3. Распространение механизмов страхования банковских депозитов. 4. Реализована инициатива HIPC, в рамках которой создан механизм решения проблем долговых кризисов. 5. Действуют программы МВФ FSAP (программа оценки финансового сектора) и ROSC (программа оценки соблюдения международных стандартов в национальных финансовых системах). 6. Введение евро как валюты, способной конкурировать с долларом в мировой валютной системе |
Глобальное регулирование | 1. Несоответствие институциональной структуры регулирования мирового финансового рынка высокому уровню его развития. 2. Опасение углубления мирового спада. 3. Увеличение численности офшорных финансовых центров, снижающих эффективность государственного регулирования финансовых рынков развитых стран | Предотвращение развития диспропорций платежных балансов на национальном уровне и повышение качества платежных балансов в глобальном масштабе | 1. Укрепление финансовой инфраструктуры МФА через адаптацию международных стандартов деятельности финансовых институтов, в том числе в офшорах. 2. Укрепление пруденциального надзора в условиях активизации процессов транснационализации. 3. Механизмы рыночного регулирования рынка деривативов | |
Финансовые кризисы | 1. Устойчивая повторяемость финансовых кризисов, повышение их глубины и интенсивности, массовый рост негативных социальных последствий кризисов. 2. Слабость финансового сектора в странах с развивающимися рынками | 1. Минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия. 2. Ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление | 1. Реформирование системы международного финансирования. 2. Улучшение механизмов разрешения кризисов. 3. Усиление надзора МВФ за финансовой политикой стран- участниц | |
Валютная и финансовая интеграция | Моновалютная мировая система с доминированием доллара | Необходимость преодоления негативных последствий развития моновалютной мировой системы с доминированием доллара | Создание валютных союзов и региональных организаций, которые в дальнейшем могут реализовывать идею поливалютной мировой системы |
--------------------------------
<1> См.: Ефременко И.Н. Диагностика состояния и выявление тенденций развития мировой финансовой архитектуры // Финансы и кредит. 2009. N 14 (350). С. 32.
Ориентация инвесторов на внутренний рынок, или феномен "домашнего смещения", проявляется в том, что вопреки теоретическим представлениям о выгодах международной диверсификации инвестиционных портфелей они характеризуются значительным смещением в сторону внутренних активов. Существуют различные мнения относительно причин существования данных феноменов, среди которых: институциональные барьеры движения капитала, уровень систематического риска и концентрация капитализации мирового фондового рынка в спектре трех основных развитых рынков, а также высокие издержки трансакций, связанные с низким уровнем институционального развития развивающихся рынков.
Так, А. Гринспен, бывший глава Федеральной резервной системы, указывает, что с начала 1990-х гг. ориентация на внутренний рынок стала заметно ослабевать в результате устранения ограничений на перемещение капитала через границы, а также в результате кардинальных изменений в области информационных и телекоммуникационных технологий, ликвидации системы централизованного планирования и продвижения института частной собственности в новые регионы.
В современном глобализирующемся мире обеспечение устойчивого роста экономики России требует не выстраивания защитных валютно-финансовых барьеров, эффективность которых, как показывает опыт страны последних 10 - 15 лет, крайне низка, а последовательного укрепления ее позиций в мировой финансовой системе. Только решение этой стратегической задачи позволит обеспечить стабильный, не зависящий от состояния глобальной конъюнктуры приток иностранных инвестиций в Россию, сократить объемы бегства капитала, повысить доверие к отечественной валюте и в конечном итоге сформировать надежную ресурсную базу для долгосрочного экономического роста страны.
Усилению позиций России в мировых финансах способствуют:
- формирование международного финансового центра (далее - МФЦ) в Москве;
- становление рубля как международной расчетной и резервной валюты;
- стимулирование внешнеэкономической экспансии российских банков;
- расширение представительства России в международных финансовых организациях (МФО) и экономических форумах (МЭФ).
14.1. Формирование МФЦ в Москве
Формирование МФЦ в Москве, как показывает опыт Дубая, Гонконга и Сингапура, позволило бы в 2 - 3 раза увеличить приток иностранного капитала в отечественную экономику, в 1,5 - 2 раза нарастить емкость внутренних финансовых рынков, ощутимо снизить издержки привлечения финансовых ресурсов для российского бизнеса, существенно расширить масштабы использования национальной валюты нерезидентами.
Учитывая эти несомненные выгоды, создание МФЦ активно поддерживается государством. В сентябре 2008 г. Президент РФ Д. Медведев на совещании, посвященном вопросам формирования МФЦ в России, поставил задачу завершить в 2009 г. разработку и принятие законодательной базы, обеспечивающей скорейшее развитие инфраструктуры финансовых рынков, повышение их информационной прозрачности, расширение спектра обращающихся на них финансовых инструментов, упрощение регистрационных и разрешительных процедур для эмитентов и инвесторов.
Для превращения Москвы в крупный МФЦ сегодня имеются многие ключевые предпосылки. Российская столица является главным центром концентрации капитала не только на постсоветском пространстве, но и во всей Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится около 80% финансовых потоков страны и свыше половины национального банковского капитала. На московских биржах сосредоточен основной оборот акций и облигаций российских компаний и банков. В Москве расположено более половины региональных штаб-квартир транснациональных корпораций, работающих на постсоветском пространстве. Докризисные темпы роста экономики мегаполиса на уровне 10% в год опережали даже высокие по мировым меркам темпы экономического развития России.
Вместе с тем указанных предпосылок недостаточно для превращения Москвы в полноценный финансовый центр. В предстоящие годы его формирование будет сдерживаться относительно небольшими размерами отечественного финансового сектора и недостаточно высоким уровнем развития его инфраструктуры. Так, объем отечественного рынка госбумаг, которые в международной практике служат важнейшим финансовым активом для консервативных инвесторов, включая центральные банки, государственные суверенные и пенсионные фонды, на начало 2009 г. составлял немногим более 50 млрд долл. (3% ВВП), объем рынка корпоративных облигаций - около 60 млрд долл. (4% ВВП). Ограниченная емкость отечественного фондового рынка, особенно его долгового сегмента, приводит к острому дефициту рублевых инструментов, в которые нерезиденты могли бы вложить свои капиталы, выбрав рубль в качестве валюты инвестиций. Отношение банковских активов к ВВП, составляющее в России около 60%, также значительно ниже, чем у других крупных экономических держав.
Следует отметить, что сегодня льготный налоговый режим и упрощенный порядок вхождения нерезидентов на рынок капитала являются важными отличительными особенностями большинства МФЦ.
Серьезный импульс развитию национального фондового рынка придало бы размещение части ресурсов Фонда национального благосостояния и средств ПФР в российские финансовые инструменты, в первую очередь акции и облигации ведущих отечественных компаний и банков. Эти вложения стали бы мощным катализатором роста капитализации российского фондового рынка, испытывающего сегодня на себе негативные последствия резкого ухудшения конъюнктуры мировых финансов.
Формированию МФЦ в Москве содействовали бы также меры по кардинальному укреплению долгосрочной ресурсной и капитальной базы отечественных кредитных организаций, консолидации их бизнеса, способствующие превращению российской столицы в крупный банковский центр регионального, а в перспективе и глобального значения. К числу таких мер можно отнести, в частности, упрощение процедур слияний и поглощений, поддержку формирования интегрированных банковских групп и холдингов, а также повышение требований к минимальному размеру уставного капитала российских банков с 5 до 25 - 30 млн евро. Скорейшее принятие этих мер ускорило бы появление в России банков и банковских групп международного уровня, которые могли бы на равных конкурировать с ведущими западными финансовыми институтами.
Еще одним важным шагом на пути создания в Москве МФЦ стало бы привлечение на российский фондовый рынок средств зарубежных паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ), совокупный размер которых достигает сегодня 4 трлн долл. В отличие от России развитые страны активно используют их инвестиционный потенциал, привлекая основную часть средств, которые они размещают за границей. Создание государством, в том числе на политическом уровне, максимально комфортных условий для работы ПИФов на отечественном фондовом рынке позволило бы России успешнее конкурировать с другими странами за их инвестиции. При этом важным стимулом привлечения средств ПИФов в настоящее время может выступить значительное удешевление российских фондовых активов.
Создание МФЦ в Москве предполагает также существенное повышение привлекательности города как современной деловой и инвестиционной площадки. В частности, согласно международным исследованиям российская столица все еще значительно отстает от передовых мегаполисов планеты по таким ключевым показателям, как развитие информационных технологий и их доступность для бизнеса, достаточность офисных площадей и гостиниц высокого уровня, транспортная доступность.
В долгосрочной перспективе перед Россией стоит выбор между двумя альтернативами: либо формирование на основе развитого национального рынка финансового центра мирового или регионального значения, либо исчезновение национального финансового рынка как такового. Первый сценарий предполагает создание в России МФЦ, который должен стать лидирующим рынком для стран СНГ, Центральной и Восточной Европы и одним из ведущих финансовых рынков на евразийском пространстве. Второй, негативный сценарий, при котором российский финансовый рынок остается национальным рынком, означает изменение вектора операций с российскими финансовыми активами на более эффективные и развитые глобальные рынки.
Создание в России МФЦ позволит стимулировать развитие национального финансового рынка за счет интеграции в глобальную индустрию финансовых услуг, обеспечив решение таких задач, как:
- привлечение в российскую экономику существенных дополнительных финансовых ресурсов (как зарубежных, так и внутренних);
- расширение возможностей для осуществления индивидуальных сбережений граждан;
- повышение эффективности размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных и инвестиционных фондов, а также суверенных фондов;
- снижение издержек доступа российских компаний к капиталу;
- формирование цен на российские активы и осуществление расчетов с иностранными контрагентами в рублях;
- углубление экономической интеграции стран СНГ и Восточной Европы;
- повышение роли России в выработке глобальных правил регулирования финансовых рынков;
- превращение российского финансового сектора в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение ВВП.
Следует учитывать, что рост глобальной интеграции российского финансового рынка может повысить его подверженность внешним воздействиям, увеличить амплитуду колебательных движений капитала. Это потребует создания более совершенной системы регулирования, в частности, в области кредитно-денежной политики. Необходимо также предусмотреть механизмы по ограничению поглощений системообразующих участников финансового рынка Российской Федерации иностранными финансовыми институтами, чтобы сохранить возможность определять условия функционирования и развития МФЦ в России.
В то же время качественное развитие российского финансового рынка - увеличение количества участников (особенно крупных российских и иностранных долгосрочных институциональных инвесторов), расширение спектра инструментов, рост ликвидности торгов и прозрачности эмитентов - поможет частично компенсировать указанные риски, снизить волатильность и увеличить стабильность российского финансового рынка.
Москва является крупнейшим центром концентрации капитала не только на постсоветском пространстве, но и в Центральной и Восточной Европе. На Москву как на сложившийся центр финансовой системы России приходится свыше 80% финансовых потоков страны и более половины российского банковского капитала. В Москве расположено почти 90% штаб-квартир работающих в РФ зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. Город является крупнейшим торговым центром на территории Российской Федерации, обеспечивающим 40% оборота оптовой торговли, около 19% оборота розничной торговли, 14% внешнеторгового оборота, оказывает 23% общего объема платных услуг населению России. Доля Москвы в общем объеме российских инвестиций в основной капитал составляет 11% <1>.
--------------------------------
<1> http://www.strana.ru/doc.html.
Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее - Концепция) содержит детальный План мероприятий, направленных на создание в России МФЦ, рассчитанный на 5 лет. В основе Концепции лежат результаты анализа текущего положения российского финансового рынка и мирового опыта создания МФЦ. В Концепции описаны основные характеристики и критерии МФЦ, исходя из которых произведено сопоставление российского финансового рынка с крупнейшими финансовыми центрами в мире.
Сопоставление выявило существенное отставание России, для преодоления которого необходимо развитие российского финансового рынка и деловой инфраструктуры в следующих направлениях:
- создание прозрачной и гибкой системы регулирования, охватывающей все элементы финансовых рынков (в том числе системы налогообложения);
- развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных финансовых инструментов, рост институциональных инвесторов;
- интеграция российского финансового рынка в глобальные рынки;
- формирование емкого конкурентного рынка труда в финансовом секторе, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов;
- улучшение бизнес-инфраструктуры и условий жизни в Москве;
- позиционирование бренда России как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов.
Финансовые центры характеризуются такими параметрами, как концентрация капитала (инвестиционный спрос), набор инструментов (инвестиционное предложение), а также эффективность финансовой инфраструктуры и услуг, предоставляемых финансовыми посредниками. МФЦ должен отличаться от национального финансового центра открытостью и ориентированностью на клиентов вне страны, в юрисдикции которой он находится. Это означает, что существенную роль в МФЦ должен играть иностранный капитал, иностранные инвесторы и посредники, а также инструменты и активы заграничного происхождения.
Трансграничные операции, которые должны совершаться в МФЦ, включают в себя:
- привлечение финансирования через долговые и долевые инструменты;
- управление активами инвестиционных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний в целях международной диверсификации;
- управление частным капиталом крупных индивидуальных инвесторов;
- международную налоговую оптимизацию в транснациональных корпорациях;
- управление глобальными рисками корпораций с использованием деривативов;
- глобальную биржевую торговлю финансовыми инструментами;
- специальные схемы финансирования сложных (например, инфраструктурных) проектов, в том числе с использованием принципов частно-государственного партнерства.
Конкурентоспособность МФЦ может быть оценена на основе набора критериев, включающих эффективность системы регулирования, уровень развития инфраструктуры национального финансового рынка, степень его глобальной интегрированности, емкость рынка труда, качество социальной и бизнес-инфраструктуры, а также общую конкурентоспособность страны. Перечисленные критерии в целом соответствуют мировой практике оценки МФЦ, в частности факторам, которые используются для составления Индекса глобальных финансовых центров (GFCI) Лондонского Сити.