Группа Всемирного банка включает в себя: МБРР, МФК, МАР, МАГИ, МЦУМС, ЕБРР.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

был создан в 1944 г. МБРР- международная экономическая организация. Призванная осуществлять кредитование макроэкономических программ и проектов, обеспечивающих долговременный стабильный рост экономик стран.

В современной экономике МБРР осуществляет финансирование проектов по следующим направлениям:

- развитие людских ресурсов, в частности, посредством пре­доставления базовой медико-санитарной помощи и базового образования;

-защита окружающей среды;

-поддержка развития частного предпринимательства;

-совершенствование институциональных возможностей го­сударств, борьба с коррупцией;

-поддержка реформ, направленных на создание стабильной макроэкономической среды, благоприятной для инвестирования и долгосрочного планирования.

Основными кредитными механизмами МБРР являются:

-Авансовые займы

-Инвестиционные займы

-Системные займы на структурную перестройку.

- Новые механизмы ВБ (адаптивные займы; учебно-инновационные займы — созданы для реализации небольших экспериментальных проектов в социальном секторе;

специальные бюджетозамещающие займы — созданы для участия банка в программах международной помощи странам, пострадавшим от финансовых кризисов.

Кроме обычных кредитных механизмов, по поручению стран доноров Всемирным банком осуществляется руководство трастовыми фондами, ресурсы которых используются для предоставления грантовой помощи для совместного финансирования программ, операций по снижению задолженности беднейшим членам банка, восстановления экономик после чрезвычайных ситуаций.

Международная финансовая корпорация (МФК)

Создана в 1956 г. Основное внимание уделяется развитию частного пред­принимательства и стимулированию притока частных иност­ранных инвестиций. При предоставлении кредитов МФК не требует правительственных гарантий, поэтому кредитует толь­ко высокорентабельные предприятия под рыночный процент в среднем сроком на 7-8 лет. Предоставляет долгосрочные финансовые ресурсы в форме кредитов или инвестиций в акционерный капитал, при этом участие в капитале не должно превышать 35% . МФК финансирует только часть проекта из собственных источников, остальное аккумулируется за счет других организаций, банков, частного капитала.

Международная ассоциация развития (МАР)

Создана 1960 г. Из трех филиалов, занимающихся кредитованием членов Всемирного банка (МБРР, МФК, МАР), кредиты МАР самые выгодные. Однако кредиты МАР предоставляются только беднейшим развивающимся странам.

около семидесяти.

МАР способствует повышению темпов роста и снижению уровня бедности такими же способами, как и МБРР но при этом использует беспроцентные займы (известные как кредиты МАР), предоставляет техническую помощь и консультирование по вопросам политики. Кредиты МАР составляют одну четвертую часть всего заимствования Всемирного банка. Заемщики выплачивают комиссионные в размере менее 1% суммы займа на покрытие административных расходов. Срок погашения наступает через 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

Создано в 1988 г. Агентство помогает странам сформировать благоприятный инвестиционный климат. Ввиду того, что развивающиеся страны - зоны повышенного риска для частных иностранных инвесторов, МАГИ страхует инвесторов от таких некоммерческих рисков, как отмена конвертируемости валюты, опасность национализации и политических переворотов.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

Создан в 1966 г. На него возложены функции международного арбитра по устранению разногласий между иностранным инвестором и принимающей страной.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

Был создан в 1991 г., расположен в Лондоне, представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инве­стиционный банк).

ЕБРР - международная экономическая организация, дея­тельность которой направлена на оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики.

ЕБРР способствует процессу перехода к рыночно ориентированной экономике посредством прямого финансирования деятельнос­ти частного сектора, структурной перестройки национального хозяйства, приватизации, а также инфраструктуры.

Поддержка стран-заемщиков в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию, направлена главным образом:

-на организацию, модернизацию и расширение производ­ственной, конкурентоспособной предпринимательской де­ятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

-мобилизацию национального и иностранного капитала с целью содействия устойчивому экономическому росту и эффективному государственному управлению;

-инвестирование в производство с целью создания конкурентной среды, повышения производительности и качества жизни населения;

-оказание технической помощи в подготовке, финансировании и реализации инвестиционных проектов;

-стимулирование развития рынков капитала;

-реализацию масштабных, экономически обоснованных проектов, включающих более чем одну страну;

-обеспечение экологически устойчивого развития экономики.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/ Всемирная торговая организация (ВТО).

В результате переговоров касательно создания международ­ной организации, деятельность которой была бы направлена на стимулирование международной торговли, в 1947 году в Жене­ве было подписано временное соглашение по вопросам тарифов и торговли, получившего наименование ГАТТ. Данная организация регулировала правила международной торговли согласно прин­ципам либерализма.

ГАТТ — многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регули­рования взаимной торговли стран-участниц (период действия 1948-1994 гг.). ГАТТ являлась одной из крупнейших между­народных экономических организаций, сфера деятельности, ко­торой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принци­пов и норм:

-принцип взаимности торговых уступок, воплощенный в режиме наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). В со­ответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на тре­тьи страны. Этот принцип может распространяться на ввоз или вывоз товаров, таможенные пошлины, промыш­ленность, мореплавание, правовое положение юридичес­ких и физических лиц;

-принцип дискриминации, которая обеспечивается взаим­ным предоставлением, с одной стороны, режима наиболь­шего благоприятствования в отношении экспортных, им­портных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны, нацио­нального режима, уравнивающего в правах товары им­портного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регу­лирующим внутреннюю торговлю. То есть в соответствии с этим принципом любая страна, участвующая в ВТО, не может быть поставлена в худшие условия;

-неприемлемость односторонних действий. Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций;

-использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

-снижение таможенных тарифов путем проведения мно­госторонних переговоров;

-предоставление преференциального режима в торговле развивающимся странам;

-взаимность в предоставлении торговых уступок;

-развитие международной торговли на основе справедли­вой конкуренции;

-проведение консультаций странами-участницами с целью урегулирования проблем торговли.

Деятельность ВТО осуществляется посредством многосторон­них переговоров, которые объединяются в раунды.

Торговые переговоры в рамках ГАТТ:

Место открытия и проведения переговоров Годы Основное содержание
Женева (Швейцария) Снижение таможенных тарифов
Эннеси (Франция) Тоже
Торки (Великобритания) 1950-1951 Тоже
Место открытия и проведения переговоров Годы Основное содержание
Женева 1955-1956 Тоже
Женева. Диллон-раунд 1961-1962 Тоже
Женева. Кеннеди-раунд 1964-1967 Снижение тарифов, разра­ботка антидемпингового ко­декса
Токио (Япония). Токио-раунд. Работа проходила в Женеве 1973-1979 Снижение тарифов, разра­ботка кодексов, расширя­ющих и усиливающих ком­петенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров
Пунте-дель-Эсте (Уругвай). Уругвайский раунд. Работа проходила в Женеве 1986-1994 Снижение таможенных барь­еров, совершенствование ме­ханизма ГАТТ, Соглашение о создании Всемирной торго­вой организации. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами
Доха (Катар) 2002-2005 Правила ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения и др.)

Основные положения Уругвайского раунда ВТО таковы:

- снижение тарифов. Должны быть устранены или суще­ственно снижены тарифы на многие виды продукции, включая строительное и медицинское оборудование, бу­магу, сталь, химикаты, древесину, платы памяти для ЭВМ и алюминий. В целом снижение тарифов составит при­мерно 33%;

-включение услуг. Услуги — значительный сегмент ми­рового рынка объемом 90 млрд. дол. США и к ним впер­вые были применены положения ГАТТ. Соглашение ли­берализует государственную политику, которая прежде существенно затрудняла проникновение на мировой рынок таких видов услуг, как реклама, страхование, кон­салтинг, туризм, бухгалтерские, юридические, финансо­вые и др.;

-сельское хозяйство. Произошло "урезание" сельскохозяй­ственных субсидий, предоставляемых фермерам, сократив общий объем таких субсидий на 21%, или на 300 млрд дол. ежегодно;

-интеллектуальная собственность. Соглашение обеспе­чивает международную защиту интеллектуальной соб­ственности от пиратства в виде патентов, торговых марок и авторских прав. Эта защита принесет крупные выгоды американским книгоиздателям, музыкальным продюсе­рам и фирмам, занимающимся созданием компьютерных программ;

-поэтапная отмена квот на текстиль и одежду. Эти квоты препятствуют импорту одежды в промышленно раз­витые страны. Их отмена благоприятно скажется на раз­вивающихся странах, имеющих относительное преиму­щество в этой области;

-Всемирная торговая организация. В декабре 1993 г. был подготовлен итоговый документ Уругвайского раунда, включающий результаты всех предшествующих перего­воров и предусматривающий создание на базе ГАТТ Все­мирной торговой организации (ВТО).

Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (со­глашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной право­вой и институциональной основой всемирной торговой системы.

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

1.ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начи­ная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО явля­ется постоянно действующей организацией, имеющей дело с] обязательствами абсолютно для всех ее членов.

2. ГАТТ использовалось как "временный базис". Обязатель­ства ВТО являются полноценными и постоянными.

3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с тор­говлей аспектами интеллектуальной собственности.

Целью ВТО является - либерализация международной тор­говли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким обра­зом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния населения. Это достигается частично на основе выработки и уста­новления правил и соглашений, касающихся торговли между стра­нами — членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Функции:

-Административная работа, связанная с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют ВТО, и их реали­зация.

- Наблюдение за состоянием мировой торговли и предос­тавление консультаций по вопросам управления в области международной торговли.

-Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров.

-Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.

-Наблюдение за торговой политикой государств.

-Сотрудничество с другими международными учреждения­ми, влияющими на определение глобальной торговой политики.

Высшим органом ВТО является Конференция на уровне ми­нистров, которая собирается раз в два года. За выполнение те­кущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.

История создания Таможенного союза:

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза.

6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

В июне 2010 года Белоруссия подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.

6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.

Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.

Создание Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Создается огромный рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 млрд. баррелей. Таможенный союз открывает перед странами огромные дополнительные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций.

Кризисные явления, наблюдавшиеся в экономике Республи­ки Беларусь в первой половине 90-х гг. XX в. привели к труднос­тям материальных и интеллектуальных возможностей участия в международном торгово-экономическом, производственно-тех­ническом и иных формах сотрудничества. Прежде всего, это раз­витая промышленность, на долю которой приходится более 65 % валового национального продукта. В структуре промышленного производства доминируют машиностроение, приборостроение, химия, нефтехимия — отрасли, в значительной степени опреде­ляющие возможности внешнеэкономического потенциала стра­ны. Находясь в составе СССР, Беларусь выделялась объемами поставок продукции в другие республики. Кардинальное изме­нение ее геополитического положения, вызванного распадом СССР, превращение Республики Беларусь в суверенный субъект системы мирохозяйственных связей выделили внешнеэкономи­ческий фактор страны в один из решающих.

Республика Беларусь осуществляла внешнеторговые опера­ции более чем со 150 странами мира. Основными торговыми пар­тнерами являлись: Россия — 58,4 % всего объема товарооборота, Германия — 5,3 %, Великобритания — 4,3 %, Нидерланды, Ук­раина, Польша — по 3,5—4 %.

Несмотря на значительный рост экспорта в страны вне СНГ и, как следствие, положительное сальдо в торговле с ними, внешне­торговый баланс (по товарам) Беларуси оставался дефицитным, что объясняется в основном значительными поставками из Рос­сии энергоресурсов.

Значение внешнеэкономической сферы для стабильного фун­кционирования белорусской экономики более значимо, чем в дру­гих странах. Это объясняется тем, что национальная экономика, с одной стороны, импортозависима, с другой — экспортоориентирована.

В то же время структура экономики республики, сложившая­ся в рамках внутрисоюзного разделения труда, отличается высо­ким энерго- и металлопотреблением, потребностью в ряде ком­плектующих и материалов.

Анализ основных показателей внешнеторгового оборота Бела­руси показывает, что его стоимостный объем не соответствует по­тенциалу экономики страны, стоимость экспорта хотя и постоянно увеличивается, но отрицательное сальдо остается и негативно ска­зывается на валютных ресурсах государства. А этот фактор, в свою очередь, в условиях жесткой зависимости экономики от импорта сырья и энергоносителей осложняет экономическую ситуацию в республике.

Недостаточно эффективной оста­ется товарная структура экспорта, удельный вес наукоемкой про­дукции составляет в нем лишь 4 %, доля машин и оборудования, поставляемых за рубеж, в два раза меньше, чем среднемировой уровень.

Беларусь располагает потенциальными возможностями для увеличения внешнеторгового оборота и в первую очередь экспор­та. Включению республики в систему международного разделе­ния труда способствует ее геополитическое положение. Достаточ­но перспективны развитие международного туризма, сферы ус­луг, создание наукоемких производств.

В настоящее время особую важность приобретают заключение двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций, согла­шений с ведущими мировыми инвесторами, совершенствование правовой базы для привлечения иностранных инвестиций.

Большая работа предстоит по вступлению во всемирную торговую ор­ганизацию (ВТО), что позволило бы:

• устранить дискриминационные ограничения в отношении белорусского экспорта и облегчить доступ на мировые рынки кон­курентоспособных белорусских товаров и услуг;

• перевести торгово-экономические отношения с третьими странами на стабильную, долговременную и равноправную эконо­мическую и правовую основу;

• использовать механизм разрешения споров, существующих в рамках ВТО;

• совершенствовать законодательную базу с целью дальней­шего реформирования внешнеэкономической сферы Беларуси.

Иностранные инвестиции – это финансовые и материальные средства, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, вывезенные из одного государства и вложенные в предприятие или дело на территории другого государства с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. От внутренних инвестиций иностранные отличаются источником их происхождения и тем, кто является их собственником.

Объекты иностранных инвестиций определяются законодательством страны заемщика. Ими бывают: предприятия, здания, сооружения, земля, акции, научно-техническая продукция и т.д.

Иностранные инвестиции подразделяются:

· По форме:

- товарные;

- денежные;

- интеллектуальные.

· В зависимости от того, кто их представляет:

- частные;

- государственные;

- международных организаций.

· По целевому назначению:

- связанные инвестиции (строго целевого назначения);

- финансовые (используемые на любые цели).

· В зависимости от срока, на которые они представляются:

- краткосрочные (до 1-го года);

- среднесрочные (от 1-5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

· По степени контроля за вложенным капиталом:

- портфельные;

- прямые.

Под прямыми инвестициями понимают прежде всего капиталовложения в создаваемые за рубежом предприятия. Они предполагают контроль западного партнера над представленными капиталовложениями и его участие в инвестиционном проекте.

Под портфельными инвестициями понимаются капиталовложения, которые не дают права контроля над вложенным за рубежом капиталом.

Принимая решения о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает ее инвестиционный климат. Индикатор страхового риска рассчитывается на базе политических, социальных, финансово-экономических факторов. При этом может быть использовано несколько подходов: экономический и статический анализ, балльная экспертная оценка, регулярный анализ балльного числа данных с использованием анкет.

Исследования инвестиционного климата проводит ряд международных финансовых и экономических организаций: Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Информационные корпорации и другие.

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами, реально оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности в стране, которая заинте­ресована в привлечении иностранного капитала.

Степень привлекательности страны, ее инвестиционный климат определяются иностранным инвестором по определенным факторам:

Факторы инвестиционного климата:

1. Политическая и экономическая стабильность (уровень развитости демократических институтов; зависимость изменения от­ношений соб­ственности от смены власти; состояние гражданского общества);

2. Взаимоотношения с мировым сооб­ществом (взаимоотношения с МВФ, ЕБРР, ВТО и другими МЭО; участие в меж­дународных политических и экономических группировках; взаимоотноше­ния со странами ЕС и другими ин­теграционными группировками);

3. Финансовая инфраструктура (уровень развития рынка капитала; устойчивость денежной единицы; ограничения/ льготы для иностранных инвесторов);

4.Методы управле­ния иностранными инвестициями (правовые/ неправовые; открытые/ скрытые; экономические/ администра­тивные);

5. Социально-культурная среда (качество жизни; среда обитания человека; уровень образова­ния, знание ино­странных языков).

Если большинство факторов отражают положительные тенденции в стране, то инвестиционный климат оценивается как благоприятный. В противном случае, в зависимости от количе­ства положительных факторов, инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным.

Наши рекомендации