МБРР является одним из автономных учреждений Всемирного банка и подчинен президенту Всемирного банка. 3 страница

Следовательно, улучшение только по одному или даже нескольким направлениям деятельности МФЦ не станет достаточным для его превращения в лидера. Например, развитие финансовой инфраструктуры национального рынка не даст сильного толчка увеличению трансграничных операций, если система налогообложения и налогового администрирования останется неконкурентоспособной, а на рынке труда будет нехватка квалифицированного персонала. Поэтому для повышения конкурентоспособности МФЦ необходимо принятие комплекса мер, призванных ликвидировать все "узкие" места, каждое из которых способно существенно затормозить процесс его создания.

Необходимо подчеркнуть, что в связи со специфичной структурой собственности российских корпораций (в частности, наличием акционеров с контрольным и (или) блокирующим пакетом в большинстве российских корпораций) перечень вопросов корпоративного управления несколько отличается от стандартной проблематики корпоративного управления в развитых странах. Поэтому необходимо сосредоточиться не только на вопросах защиты прав миноритарных акционеров от неправомерных действий менеджмента компаний, но и на вопросах разрешения конфликтов между крупными акционерами.

Эти вопросы тем более важны, что в ближайшем будущем, по мере снижения концентрации собственности, многие российские корпорации вместо одного контролирующего акционера постепенно перейдут к более размытой структуре собственности (возможно, с несколькими крупными акционерами). В то же время для защиты прав миноритарных акционеров важно обеспечить прозрачность информации о структуре собственности и деятельности компании - в первую очередь для публично торгуемых компаний. Еще один важный принцип улучшения корпоративного управления - пример государства как собственника, соответствие компаний с государственным участием наилучшей практике корпоративного управления.

Поэтому в первую очередь следует сосредоточиться на следующих направлениях:

- введение в российское законодательство института акционерных соглашений;

- принятие пакета законопроектов, направленных на предотвращение условий для корпоративных конфликтов и повышение ответственности директоров и менеджеров компаний;

- совершенствование законодательства о хозяйственных обществах в части структуры и компетенции органов управления;

- совершенствование регулирования аффилированных лиц, а также регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

- введение дифференцированного регулирования для публично торгуемых и непубличных компаний;

- совершенствование регулирования холдинговых структур;

- совершенствование регулирования реорганизации компаний;

- совершенствование нормативной базы по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, включая различные стандарты регулярного раскрытия информации для различных типов компаний;

- модернизация Кодекса корпоративного поведения и на этой основе введение требований по соблюдению Кодекса корпоративного поведения в компаниях с государственным участием;

- создание единого центра раскрытия корпоративной информации (функции: сбор корпоративной информации от компаний, ее проверка и распространение для российских и иностранных инвесторов).

Интегрированность в глобальные рынки капитала. При определении направлений и принципов развития институтов рыночной инфраструктуры необходимо учитывать, что для становления МФЦ критически важна простая и удобная система доступа иностранных участников на российский финансовый рынок, которая позволяла бы им работать в России практически так же, как они привыкли работать в своих странах (или на международных рынках). При этом иностранные участники должны соблюдать требования российского законодательства о порядке совершения операций с ценными бумагами, о раскрытии информации, о недопустимости манипулятивных практик и т.д., а иностранные финансовые институты, предлагающие свои услуги российским клиентам (эмитентам и инвесторам), должны также удовлетворять требованиям российского законодательства к аналогичным финансовым институтам.

Во-первых, необходимо упростить режим допуска иностранных активов к обращению и размещению в России. Так как в настоящий момент трудно отдать предпочтение одному из режимов допуска (прямой - при условии регистрации проспекта эмиссии - или через российские депозитарные расписки), целесообразно способствовать продвижению обоих режимов. При этом для ценных бумаг, входящих в листинг крупных иностранных бирж, необходимо установить упрощенный режим допуска к публичному обращению. Для учета прав российских инвесторов на иностранные ценные бумаги необходимо также обеспечить возможность установления корреспондентских отношений между российскими и иностранными депозитариями.

Во-вторых, необходимо снизить издержки работы на российском рынке через иностранные депозитарии, в том числе дать возможность последним открывать счета номинального держателя в российских учетных институтах либо ввести для таких иностранных учетных институтов особый тип счета, отличный от счета владельца и от счета номинального держателя (при условии распространения на них российского регулятивного режима). При этом для обеспечения надежности учетной системы целесообразно также рассмотреть вопрос о введении дополнительных требований к депозитариям, обслуживающим иностранных номинальных держателей, например по достаточности капитала.

В-третьих, необходимо упростить доступ иностранных участников к организованной торговле. Этот вопрос имеет два разных аспекта: доступ для иностранных финансовых институтов (без получения российской лицензии) и доступ для частных и институциональных инвесторов - как российских, так и иностранных (без посредничества брокера).

В настоящее время участниками торгов могут быть только организации, имеющие российскую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской деятельности и (или) деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, для чего им необходимо, в частности, иметь статус юридического лица по российскому законодательству. Остальные участники рынка для совершения операций на бирже де-юре должны пользоваться посредническими услугами брокеров. Вместе с тем технологии интернет-торговли позволяют инвесторам фактически совершать сделки на бирже самостоятельно, хотя в торговую систему они входят при посредстве брокера; роль брокера в этом случае сводится к предоставлению клиенту информационных и телекоммуникационных услуг, услуг по организации расчетов, а также риск-менеджменту в процессе клиринга и расчетов. Технологически этот комплекс услуг может быть распределен между собственно биржей (организатором торгов), клиринговой организацией, расчетным депозитарием и расчетной кредитной организацией. В этом случае инвесторы могли бы получить прямой допуск к торгам, минуя брокера.

Вопрос о целесообразности прямого допуска инвесторов (или по крайней мере определенных категорий институциональных инвесторов) к участию в торгах при условии, что они совершают сделки только от своего имени и за свой счет, заслуживает внимательного обсуждения. Вместе с тем его решение требует взвешенного подхода с учетом опыта мирового финансового кризиса и анализа поведения иностранных инвесторов в кризисных условиях.

С другой стороны, крупные иностранные финансовые посредники могут быть заинтересованы в доступе на российские биржи с правом оказывать посреднические (брокерские) услуги для своих клиентов без обязательного получения российской лицензии на свои дочерние компании. Проблема здесь не в сложности регистрации юридического лица по российскому праву или получения лицензии на такое юридическое лицо, а в том, что в глазах иностранных инвесторов риски такой дочерней компании будут отличаться от рисков материнской компании. Возможно, стоит рассмотреть возможность их прямого допуска к торгам в случае соблюдения ими требований российского законодательства к аналогичным финансовым институтам, а также при условии открытия ими счетов депо в отечественных депозитариях и (или) использовании российских клиринговых брокеров для участия в клиринге.

Альтернативный подход заключается в том, чтобы изменить процедуры предоставления лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг, сделав их получение доступным для иностранных юридических лиц. Тогда иностранные инвесторы и эмитенты при выходе на российские биржи получат возможность выбора между использованием услуг российских посредников, имеющих сравнительные преимущества в знании российского рынка, и использованием в качестве посредников международных финансовых институтов, репутация и технология работы которых им хорошо знакомы. Это будет способствовать расширению круга потенциальных участников МФЦ.

В-четвертых, необходимо устранить препятствия, мешающие российским институциональным инвесторам инвестировать за рубежом и снижать риски за счет международной диверсификации. Одновременно с этим следует ужесточить требования к раскрытию информации и усовершенствовать надзор в отношении таких операций. В частности, необходимо введение особой категории паевых инвестиционных фондов (глобальные фонды), которые имеют право включать в свой портфель иностранные активы.

Кроме того, необходимо стремиться к распространению в России международных стандартов финансовой отчетности и приведению российских стандартов бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.

14.2. Интернационализация рубля

В последние годы в России были созданы базовые предпосылки для обретения рублем статуса международной валюты, которая играла бы значимую роль в обслуживании внешнеторговых и инвестиционных связей страны, обороте глобальных валютных и финансовых рынков. По размеру реального ВВП и экспорта товарной продукции Россия уверенно вошла в десятку ведущих стран мира, была введена свободная конвертируемость рубля, сформирован емкий внутренний валютный рынок. Указанные факторы обусловили постепенное нарастание процессов интернационализации рубля. В частности, расширялись объемы торговли рублем на зарубежных валютных площадках, увеличивались объемы выпуска рублевых еврооблигаций российскими и иностранными финансовыми институтами, ряд государств СНГ заявил о планах использования рубля для хранения своих официальных резервов.

Глобальный кризис резко затормозил эти процессы, вызвав быстрое снижение курса рубля и общее падение спроса со стороны международных инвесторов на финансовые активы развивающихся стран, включая Россию. Это явление, однако, носит временный характер. И по мере стабилизации ситуации в глобальных финансах и российской экономике можно ожидать возобновления роста интереса к рублю в мире.

Одним из основных направлений интернационализации рубля в предстоящие годы станет повышение его роли в обслуживании внешней торговли России. Сегодня на рубль приходится не более 3 - 5% всех внешнеторговых расчетов страны, тогда как на доллар и евро - более 85%. Даже во взаимной торговле с партнерами по ЕврАзЭС (Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном) в российской валюте проводится не более 20 - 25% всех расчетов. Более широкое использование рубля сдерживается прежде всего сложившейся товарной и географической структурой национального экспорта и импорта. В товарной структуре экспорта традиционно доминирует сырьевая продукция, доля которой в общем объеме внешних поставок из России устойчиво составляет 85 - 90%. Поскольку ценообразование и фактурирование на глобальных рынках нефти, металлов и ряда других ключевых товаров традиционно производятся в долларах (реже - в евро), это обстоятельство заметно сужает возможности применения рубля как валюты экспортных контрактов.

Возможности использования рубля для оплаты российского импорта сегодня также не столь велики. Это обусловливается в первую очередь географической структурой импорта, в котором основная часть (порядка 65%) поставок в Россию приходится на страны ЕС, Японию и некоторые другие развитые государства, располагающие признанными в мире валютами и требующие оплаты в них своих товаров. У поставщиков из развивающихся стран интерес к получению оплаты в рублях снижается объективной ограниченностью выбора конкурентоспособных несырьевых товаров, которые они могли бы приобрести на внутреннем рынке России в порядке встречных закупок.

Эффективной мерой, которая стимулировала бы проведение расчетов в рублях за поставляемую из России промышленную продукцию, является предоставление иностранным покупателям экспортных рублевых кредитов и гарантий. Они могли бы выдаваться в рамках общего государственного механизма финансовой поддержки национального экспорта через финансовый институт, на который было бы возложено выполнение функций национального агентства экспортного кредитования на условиях, обычно применяемых в российской и международной практике для подобных продуктов.

Организовать предоставление рублевых экспортных кредитов следовало бы уже сейчас - в условиях кризиса, пока спрос на дополнительные финансовые ресурсы в развивающихся странах особенно высок. Кроме того, быстрая реализация этой меры позволила бы поддержать национальные компании, испытывающие серьезные трудности из-за сокращения объема заказов на свою продукцию. На начальном этапе целесообразно установить объем выдаваемых кредитов на уровне 30 - 50 млрд руб., гарантий - 75 - 100 млрд руб. в год. Это позволит перевести на рубли до половины годового российского экспорта машин и оборудования.

Другим важнейшим направлением интернационализации российской валюты станет расширение масштабов использования рублевых финансовых инструментов (в том числе корпоративных и государственных ценных бумаг, банковских депозитов) в качестве международных инвестиционных и резервных активов. Динамика развития данных функций рубля будет напрямую определяться темпами роста национального рынка капиталов и теми возможностями, которые он сможет предоставлять нерезидентам для размещения в рублях частных накоплений и официальных резервов. Особое значение для интернационализации рубля имеет быстрое наращивание объема рынка ипотечных ценных бумаг, а также организация выпуска облигаций государственными институтами развития. Это позволило бы, в частности, заметно увеличить предложение надежных рублевых бумаг для вложения средств зарубежными центральными банками, пенсионными фондами и другими консервативными категориями инвесторов.

Особую роль в развитии международного статуса рубля имеет региональный аспект. Ведущие экономические и политические позиции, занимаемые Россией на постсоветском пространстве, обеспечивают благоприятные предпосылки для становления рубля в качестве региональной валюты для государств СНГ. В перспективе рубль мог бы стать основной расчетной и резервной валютой стран Содружества, что даст новый мощный импульс развитию интеграционных процессов среди бывших советских республик.

Активное вовлечение рубля в международный оборот будет способствовать увеличению притока иностранного капитала в национальный финансовый сектор благодаря повышению привлекательности инвестиций в рублевые активы для нерезидентов; укреплению доверия к российской валюте внутри страны и снижению уровня долларизации национальной экономики; получению дополнительных доходов от наращивания объема обращающихся за рубежом наличных рублей, представляющих, по сути, беспроцентное кредитование экономики России, в перспективе - финансированию дефицита текущего баланса за счет выпуска рублевых долговых обязательств.

Расширение масштабов использования рубля на международной арене обеспечит не только стратегические преимущества российской экономике, но и создаст определенные факторы риска для ее устойчивого развития. Основные риски связаны с формированием внешних, в том числе офшорных, рынков рубля, не контролируемых отечественными монетарными властями. Резкое ухудшение конъюнктуры этих рынков, вызванное, в частности, спекулятивными атаками, в условиях финансовой глобализации и отсутствия в России валютных ограничений способно в короткие сроки дестабилизировать национальный валютно-финансовый рынок, провоцируя серьезное падение курса рубля и массовый сброс нерезидентами рублевых бумаг.

Как показывает зарубежный опыт, указанные риски могут проявиться не сразу, а лишь после того, как объем обращающихся за рубежом рублей достигнет не менее 10 - 20% внутренней денежной массы. Для минимизации этих рисков Правительству и Банку России достаточно будет поддерживать на определенном уровне международные резервы страны, которые позволят при необходимости смягчить неблагоприятные последствия внешних шоков. В целом же, несмотря на некоторое повышение уровня внешних финансовых рисков, Россия, несомненно, выиграет от укрепления международного статуса национальной валюты.

14.3. Расширение международной экспансии российских банков

Во всем мире национальный банковский капитал выступает для бизнеса главной опорой в его международной экспансии, создавая ему более комфортные условия работы на зарубежных рынках. Глобальное присутствие национальных банков способствует наращиванию и углублению торгово-экономических и инвестиционных связей страны, усилению ее позиций в мировой экономике и росту геополитического влияния. Их экспансия играет также одну из ключевых ролей в расширении использования национальной валюты за рубежом.

Осуществляя международную экспансию, банки предпочитают внедряться в сопоставимые по уровню развития банковские системы. Поэтому весьма активно идет освоение российскими банками рынков наиболее развитых стран - бывших союзных республик: Казахстана, Беларуси и Украины. Выбор именно этих стран определяется сходным уровнем экономического развития, весьма высокой степенью интегрированности бывших союзных республик.

Так, Сбербанк России имеет в Казахстане дочерний банк, занимающий там 22-е место по размеру активов и 13-е по прибыли. В среднесрочной перспективе Сбербанк России нацелен на получение не менее 5% рынка в Казахстане, Украине и Беларуси <1>.

--------------------------------

<1> См.: Крылова Л.В. Транснационализация российского банковского капитала // Финансы и кредит. 2009. N 47 (383). С. 27.

Среди российских банков, имеющих наибольшие зарубежные активы и капитал в странах СНГ, - "Альфа-банк" и ВТБ. "Альфа-банк" контролирует в данной группе стран банковские активы на сумму 1,4 млрд долл. США суммарных активов и капитал в сумме 139 млрд долл. США, имея структуры в Украине и Казахстане, а ВТБ располагает 1,3 млрд долл. США суммарных активов <2>.

--------------------------------

<2> Там же. С. 28.

Зарубежная экспансия российских банков не ограничивается только странами СНГ. Так, у "Альфа-банка" имеется дочерний банк в Нидерландах, у ВТБ шесть дочерних банков, в том числе в Австрии, Франции, Германии, Швейцарии и на Кипре. У РОСБанка, помимо банка в Беларуси, имеются дочерние структуры в Швейцарии и Нидерландах.

Все больший интерес проявляют российские банки и к азиатским странам, прежде всего к Китаю. В связи с наличием жестких государственных требований к иностранным банкам (для открытия филиала размер активов головного банка должен составлять не менее 20 млрд долл. США) при открытии представительств российских банков в Китае возникают определенные трудности. В настоящее время в Китае имеют представительства только крупные российские банки - ВЭБ, ВТБ, РОСБанк, Промсвязьбанк, Газпромбанк. Разрешение на открытие филиала получил только ВТБ в 2006 г.

Последние 5 лет происходил активный рост зарубежной сети отечественных кредитных организаций. За границей появилось почти два десятка новых "дочек" и филиалов российских банков. В 2008 г. большинство ведущих банковских институтов страны уже располагало собственными дочерними учреждениями за границей. Свое международное присутствие отечественные банки расширяли как путем покупки действующих иностранных кредитных институтов, так и создавая за рубежом дочерние организации и филиалы "с нуля". При этом кардинально изменились характер и мотивы экспансии. Если в 1990-е гг. отечественные банки, открывая свои подразделения в других странах, в основном руководствовались задачами привлечения иностранного капитала и соображениями поддержания имиджа, то сегодня они ставят перед собой масштабные цели освоения новых перспективных рынков банковских услуг, региональной диверсификации бизнеса, обеспечения комплексного финансово-банковского сопровождения трансграничных проектов и сделок национальных корпораций.

Наиболее последовательную политику расширения присутствия на внешних рынках проводит группа ВТБ, у которой за рубежом работает уже почти одна пятая часть активов (табл. 14.2).

Таблица 14.2

Структура банковской группы ВТБ

Россия Европа СНГ Азия/Африка
Банк ВТБ; Банк ВТБ 24; Банк ВТБ Северо- Запад; ВТБ-Лизинг; ВТБ-Страхование ВТБ Банк (Европа); ВТБ Банк (Австрия); ВТБ Банк (Франция); ВТБ Банк (Германия); Русский коммерческий банк (Кипр); Русский коммерческий Банк АГ (Швейцария); Представительство Банка ВТБ в Италии ВТБ Банк (Украина); ВТБ Банк (Армения); ВТБ Банк (Грузия); ВТБ Банк (Беларусь); Представительство Банка ВТБ в Республике Кыргызстан Филиал ВТБ в Индии; Филиал ВТБ в Китае; Филиал ВТБ Банк (Европа) в Сингапуре; ВТБ Капитал (Намибия); ВТБ Банк Африка (Ангола)

За последние 5 лет группой созданы дочерние структуры в Украине, Белоруссии, Армении и Грузии, консолидировано участие в капитале росзагранбанков в Западной Европе, открыты филиалы в Индии и Китае, учреждены дочерние банки во Вьетнаме и в Анголе. Сегодня ВТБ способен оказывать качественную финансовую поддержку отечественному бизнесу более чем в пятнадцати странах СНГ, Западной Европы, Азии и Африки. При этом ВТБ намерен продолжить зарубежную экспансию, рассчитывая в ближайшие годы стать первым и единственным в мире кредитно-финансовым институтом, предоставляющим банковские услуги практически на всем постсоветском пространстве.

Несмотря на быстрый рост зарубежных инвестиций российских банков в последние годы, масштабы их присутствия за границей по-прежнему существенно отстают от потребностей отечественных предприятий в финансовом сопровождении их деятельности на внешних рынках. В отличие от развитых стран, где национальные банки являются движущей силой международной экспансии бизнеса, российские компании все еще лишены необходимой финансовой поддержки со стороны отечественных кредитных институтов за границей, что серьезно затрудняет им выход на внешние рынки, особенно малым и средним предприятиям.

Глобальный кризис, резко ограничивший ресурсную базу российских банков, вынудил многих из них отказаться от планов развития международного бизнеса. Между тем у отечественных кредитных организаций сегодня появилась уникальная возможность приобрести существенно подешевевшие в ходе кризиса доли участия в зарубежных банковских институтах, значительно сократив свои издержки, связанные с созданием заграничной сети.

Учитывая это, государство могло бы оказать российским банкам оперативную финансовую поддержку в покупке данных видов активов путем предоставления кредитов, гарантий, а также совместного инвестирования с национальными банками в капитал иностранных институтов. При этом быстрое восстановление зарубежных финансовых рынков, которое может начаться уже в конце 2009 - начале 2010 г., позволит банкам в короткие сроки полностью возместить государству его вложения.

14.4. Повышение представительства России в международных

финансовых организациях и международных

экономических форумах

В настоящее время, когда ведется подготовка реформы глобальной финансовой системы, важную роль для укрепления стратегических позиций России в мировых финансах приобретает активизация ее работы в основных МФО и МЭФ.

Сегодня Россия является членом ряда важнейших МФО - МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также участвует в деятельности многих влиятельных МЭФ, включая "Большую восьмерку" и "Большую двадцатку" (G20). Представительство в них позволяет России поддерживать постоянный диалог с развитыми и развивающимися странами по актуальным проблемам функционирования глобальной экономики и мировых финансов. Вместе с тем ограниченный вес России в МФО и МЭФ дает возможность развитым государствам блокировать выдвигаемые ею инициативы, если они идут вразрез с их экономическими и политическими интересами, что снижает эффективность представительства страны в международных организациях и объединениях.

В сложившейся ситуации усилению позиций России в МФО и МЭФ способствовало бы прежде всего расширение ее взаимодействия с крупнейшими развивающимися странами, включая страны БРИК <1>, для выработки консолидированного подхода по ключевым вопросам регулирования международных экономических и финансовых отношений. При этом определенный положительный опыт подобного взаимодействия уже накоплен. Так, благодаря согласованной позиции государств БРИК в итоговую Декларацию саммита стран "Большой двадцатки", состоявшегося в ноябре 2008 г., были включены положения о необходимости усиления роли МФО и МЭФ в борьбе с глобальным финансовым кризисом и повышении в них доли представительства развивающихся стран <2>.

--------------------------------

<1> БРИК (англ. BRIC) - устоявшийся акроним от названия четырех быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай (Brazil, Russia, India, China).

<2> Официальный сайт МВФ. Режим доступа: http://www.imf.org.

Наряду с этим России следует предпринять шаги по вступлению в отдельные представительные МФО и МЭФ, которые, как ожидается, будут играть важную роль в выработке предложений по реформированию глобальной финансовой архитектуры. К их числу относится, в частности, Форум финансовой стабильности и Базельский комитет по банковскому надзору. Возможность участия развивающихся стран, включая Россию, в этих прежде закрытых для них финансовых институтах сегодня закреплена в Декларации ноябрьского саммита G20.

Еще одним авторитетным МЭФ, участие в котором содействовало бы повышению инвестиционной привлекательности России и увеличению притока долгосрочного зарубежного капитала в отечественную экономику, является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Членство в этом представительном форуме, объединяющем наиболее развитые государства мира, рассматривается международными инвесторами как своеобразный знак качества, указывающий на приверженность страны рыночным принципам и соответствие ее законодательной базы международно признанным нормам и правилам. В 2007 г. Россия по приглашению ОЭСР приступила к переговорам о вступлении в ее ряды. Обострение противоречий с США в результате российско-грузинского конфликта затруднило начавшийся переговорный процесс, однако приход к власти в США новой администрации открывает дополнительные возможности для его ускорения.

Одной из ключевых задач, которую Россия могла бы попытаться решить в рамках своего участия в деятельности саммита "Большой двадцатки", других значимых МФО и МЭФ, стал бы пересмотр существующих механизмов ценообразования на глобальных рынках сырья, направленный на ограничение чрезмерного колебания мировых цен на сырьевые товары <1>. В последние годы усиление ценовой нестабильности все более негативно сказывается на экспортирующих сырье государствах, включая Россию, и мировой экономике в целом. С одной стороны, стремительное повышение цен на сырьевые товары ведет к масштабному притоку в страны-экспортеры сырья спекулятивного капитала, ускорению инфляции, избыточному росту курсов их национальных валют и существенному падению конкурентоспособности местных товаропроизводителей, с другой - резкое снижение стоимости сырья оборачивается быстрым ухудшением состояния платежного баланса стран-экспортеров, обесцениванием их валют, усилением инфляционно-девальвационных ожиданий и значительным сокращением внутреннего инвестиционного и потребительского спроса. Возросшие колебания мировых цен на сырьевые товары заметно снижают макроэкономическую стабильность и в странах - импортерах сырья, усиливая в них непредсказуемость динамики производственных издержек предприятий и расходов домохозяйств.

--------------------------------

<1> См.: Петров М.В. Укрепление позиций России в глобальных финансах // Финансы и кредит. 2009. N 22. С. 27.

Основной причиной усиления волатильности мировых цен на сырьевые товары стало ускоренное развитие международной торговли беспоставочными товарными деривативами (фьючерсами, опционами, форвардами). Наибольшее развитие эта торговля получила на глобальном нефтяном рынке, где деривативы активно используются финансовыми институтами как инструмент биржевой игры. Согласно имеющимся оценкам в 2007 - 2008 гг. до 70% нефтяных фьючерсов на мировых биржах приобреталось финансовыми спекулянтами в целях получения краткосрочной прибыли от быстрого изменения нефтяных котировок, тогда как в конце 1990-х гг. доля спекулятивных сделок составляла менее трети совокупного биржевого оборота <1>. Масштабный рост спекуляций на мировом рынке сырья во многом порождался отсутствием должного регулирования в США и других ведущих странах операций с товарными деривативами, которое сдерживало бы манипулирование рынком и надувание ценовых "пузырей".

Наши рекомендации