Учет выпуска готовой продукции

Готовая продукция, выпущенная из производства, проверяется отделом технического контроля (ОТК) и передается на склад. Крупногабаритные изделия могут приниматься покупателем (заказчиком) на месте изготовления или сборки.

Выпуск продукции из производства и передача на склад готовой продукции может оформляется:

– накладной на передачу готовой продукции в места хранения (ф. № МХ-18);

– приемо-сдаточной накладной;

– приемным актом;

– др.

Аналитический учет движения готовой продукции на складах ведется аналогично учету материалов.

Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции возможен по двум вариантам:

1. С использованием счета 43 «Готовая продукция»;

2. С использованием счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и 43 «Готовая продукция».

При любом варианте в конце месяца все произведенные затраты распределяют между готовой продукцией и незавершенным производством (12.1). Если незавершенное производство отсутствует, то все затраты относятся на себестоимость готовой продукции.

Фактическая себестоимость готовой продукции   = НЗП на начало месяца (Сн сч.20)   + затраты на производство продукции за месяц (оборот по дебету сч.20)   – НЗП на конец месяца (Ск сч.20)   (12.1)

Учет выпуска готовой продукции со счетом 43 «Готовая продукция»

Учет готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» ведется по фактической производственной себестоимости.

1. В течение месяца принята из производства на склад готовая продукция по учетной стоимости:

ДТ сч.43 «Готовая продукция» субсчет «Учетная стоимость»

КТ сч.20 «Основное производство».

По окончании месяца определяют фактическую себестоимость готовой продукции и рассчитывают отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости (12.2)

Отклонения в стоимости готовой продукции   = Фактическая себестоимость готовой продукции (дебет сч.20)   – Учетная стоимость готовой продукции (кредит сч.20)   (12.2)

2. Списаны отклонения фактической себестоимости от стоимости готовой продукции по учетным ценам (со знаком плюс или минус)

ДТ сч.43 «Готовая продукция» субсчет «Отклонения»

КТ сч.20 «Основное производство».

Изготовленная продукция может использоваться в организации для дальнейшей переработки или сборки. В этом случае ее приходуют не на счет 43 «Готовая продукция», а на счет 10 «Материалы».

Учет расходов на продажу

Расходы на продажу (коммерческие расходы) – это расходы, связанные с продвижением продукции, работ и услуг до покупателей и заказчиков.

При заключении договоров определяются условия поставки, то есть каким образом расходы по транспортировке распределяются между продавцом и покупателем. Условия поставки можно условно разбить на несколько групп (таблица 12.1).

Таблица 12.1 – Условия поставки продукции

Группа условий поставки Комментарий
С завода Продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, складе и т.п.).
Франко - перевозчик Продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, указанного (нанятого) покупателем
Перевозка оплачена до Продавец обязуется заключить договор перевозки (и оплатить его) без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара либо каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара
Поставка в пункте Продавец несет все расходы и принимает на себя все риски вплоть до момента доставки товара в страну назначения

Расходы, связанные с продажей, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». В их состав входят:

1. Стоимость тары и упаковки готовой продукции на складе готовой продукции.

ДТ сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.10 «Материалы».

2. Услуги перевозчика по доставке продукции без НДС

ДТ сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками».

3. Начислена оплата труда продавцов, менеджеров

ДТ сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

4. Начислены страховые взносы от оплаты труда продавцов, менеджеров

ДТ сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

5. Начислена амортизация торгового оборудования

ДТ сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.02 «Амортизация основных средств».

К расходам на продажу также относятся:

– комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые посредникам;

– затраты на рекламу (расходы на объявления в печати, телевидении, расходы на каталоги, стоимость образцов изделий и т.д.);

– расходы по хранению, подработке, подсортировке продукции.

6. Списание расходов на продажу оформляется в учете записью

ДТ сч.90 «Продажи»

КТ сч.44 «Расходы на продажу».

Наши рекомендации