Основные направления оптимизации затрат на закупки материальных ресурсов

Затраты закупочной деятельности делятся на: 1.Постоянные затраты: арендная плата, проценты по кредиту, заработная плата АУП и т.д. 2.Переменные затраты: расходы сырья и материалов, заработная плата производственных рабочих, затраты на технологические топливо и энергию и т.д. 3.Смешанные затраты.

По видам операционной деятельности выделяют затраты:

А).На размещение заказа: 1.Маркетинговые издержки; 2.Трансакционные издержки по поиску возможных поставщиков и установлению с ними деловых контактов; 3.Мониторинг поставок, командировочные расходы; 4.Расходы, связанные с содержанием офиса; 5.ФОТ с отчислениями службы закупок и др.

Б).Капитальные затраты (на закупку): 1.Стоимость товаров; 2.Налоги, включаемые в цену (возмещаемые); 3.Таможенные пошлины и др.

В).Транспортные (транспортно-заготовительные затраты): 1.Расходы по погрузке в транспортные средства, перевозке, разгрузке и приемке; 2.Плата за хранение товаров в местах приобретения, на железнодорожных станциях, пристанях, в портах; 3.Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые посредническим организациям; 4.Стоимость страхования товаров на время транспортировки и потери; 5.Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы и др.

Г.)Затраты, связанные с хранением и переработкой запасов:

1.Земельный налог, амортизация основных фондов, налог на имущество, коммунальные платежи;

2.Энергия и топливо на основные нужды;

3.ФОТ с отчислениями основного и управленческого складского персонала;

4.Техническое обслуживание и ремонт основных средств;

5.Налоги, страхование запасов при хранении;

6.Потери, связанные с физическим и моральным устареванием запасов и др.

К методам сокращения затрат на закупки относятся:

I.Программы сокращения затратподразумевают:

1.определение участков, где можно сократить затраты,

2.установление требу­емых целей,

3.проведение анализа вариантов сокращения или недопущения затрат

4.получение одобрения у руководства на их реализацию,

5.изме­рение динамики снижения затрат по конкретным направлениям,

6.составление необходимых отчетов,

7.использование результатов отдельных сокраще­ний затрат или полного их устранения при оценке работы персонала.

II. Управление изменениями цен. Менеджеры по закупкам должны стараться не допускать повышения продавцом цен и не отно­ситься к

этому, как к затратам «ретранслируемого» типа (т.е. затратам, которые можно переложить на взаимодействовать с поставщиками и препятство­вать повышению ими цен, добиваясь, чтобы цены всегда устанавливались обоснованно и были спра­ведливыми). Более того, отдел закупок должен ре­гулярно анализировать все цены. Применяемая система управления изменением цен должна, предусматривать, чтобы отдел закупок:

1.определял, как изменение цены повлияет на компанию в целом (в денежном выражении);

2.просил поставщика предоставить обоснование изменения цены;

3.поручал менеджерам заниматься анализом изме­нившихся цен;

4.разрабатывал стратегии, учитывающие повыше­ние цены.

Чтобы ограничить рост цен, менеджеры должны включать в условия договора статьи о сохранении цены в течение установленного времени, а также о своевременном уведомлении другой стороны об изменении цены.

III.Контракты на льготных условиях (льготы за объем закупок) - это способ согласования закупок между раз­личными бизнес-единицами или подразделениями компании. Обеспечение получение кумулятивные скидки за большой размер за­каза

IV.Системные контракты илиобщие заказы, – это способ сокращения затрат, связанных с материальными ресурсами, за счет снижения закупочной цены единицы ресурса и затрат на транспортировку, содержание запасов и административных расходов. Системные контракты заключаются на определенный объем продукции, закупаемой в установленный период времени. Продавец поставляет продукцию на предприятия в заказанных количествах, а платежи осуществляются по мере реального совершения закупок. Достигнутая договоренность обеспечивает достаточную гарантию для продавца, и поэтому он может более активно заниматься крупными покупками у своих поставщиков. И выгодны покупателю, так как его общие затраты снижаются. Основное преимущество заключается в том, что цена, о которой стороны договорились остается фиксированной в течение всего срока действия контракта.

Целями системных контрактов являются: снижение уровня запасов; сокращение числа поставщиков; сокращение административных расходов и объ­ема канцелярской работы; сокращение числа закупок с небольшой стои­мостью, которые лица, занимающиеся закупками, должны обрабатывать (за счет чего происходит увеличение времени, доступного для выполне­ния других, более важных видов деятельности); предоставление возможности поставщикам за­ключать более крупные в денежном выражении сделки; обеспечение своевременной доставки материаль­ных ресурсов непосредственно до пользователя; стандартизация там, где это возможно, закупаемых единиц.

Системные контракты лучше всего подходят для часто закупаемой продукции с низкой денежной стоимостью и относительно высокими административными расходами и расходами на обработку заказа.

Эта система требует следу­ющего: идентификации подходящих поставщиков; выбора поставщика; работы с каталогом стандарти­зированной продукции, имеющейся в наличии на момент размещения заказа; определения прием­лемых методов коммуникаций при размещении и выполнении заказов; идентификации мест при­ема грузов; мониторинга пока­зателей поставщика, связанных с доставкой продук­ции в пределах заданных временных параметров; оп­ределения методов оплаты товаров, полученных за установленный период времени.

Наши рекомендации