Конкуренция фирм за рубежом

Наличие уникальных природных ресурсов, дешевой или квалифицированной ра­бочей силы снижает производственные затраты в той или иной стране и позволя­ет фирме конкурировать за счет низких издержек. В международной практике массовым явлением стало перенесение трудоемких производств в страны с деше­вой рабочей силой (например, телевизоров — из США в Мексику, а чипов — из Японии в Южную Корею и т. п.). Появление в регионе, имеющем благоприятные факторы производства, нескольких фирм-конкурентов приводит к интенсифика­ции соперничества между ними и, как следствие, укреплению их лидирующей по­зиции в отрасли. Возникает местный рынок рабочей квалифицированной силы, переносящей ноу-хау с одного предприятия на другое, и способствующий более быстрому внедрению нововведений. Закреплению этой ситуации способствует усиленное внимание региональных властей к важным налогоплательщикам, со­ставляющим основу благополучия края, созданию благоприятной для них инфра­структуры. Местный потребитель становится весьма придирчивым и этим помо­гает опережать иностранных конкурентов, стимулируя опережающее повышение качества и снижение цены.

Конкуренция фирм за рубежом - student2.ru

Источник: М. Портер. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. С. 149.

Рис. 5.4. Модель «национального ромба» М. Портера

Удержаться на мировом уровне предприятие может лишь в том случае, если его поставщики являются лидерами в своей отрасли. Местная конкуренция по­ставщиков также улучшает конкурентоспособность рассматриваемых предприя­тий, так как благодаря хорошим коммуникациям ускоряются темпы нововведе­ний.

М. Портер обратил внимание не только на существование конкуренции между родственными предприятиями, но и на наличие географической концентрации и тесного переплетения связей между ними и их смежниками. Такую группу пред­приятий он назвал предпринимательским кластером. Классическими кластерами является сосредоточение предприятий автомобильной и смежных отраслей в рай­оне Детройта или электронной промышленности в калифорнийской Силиконо­вой долине.

ПРИЧИНЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Экономический аспект

Основными причинами выхода фирм на международный рынок являются их стремление снизить издержки и желание получить доступ к уникальным ре­сурсам.

Выход на международный рынок означает увеличение масштабов производ­ства. Это, с одной стороны, уменьшает долю постоянных затрат в себестоимости продукции, а с другой — приводит к более быстрому совершенствованию процесса производства, ускоряет продвижение по «кривой обучения». Как известно, и то, и другое приводит к снижению издержек предприятия. Отметим, что фирма в этом случае имеет ценовое преимущество и на внутреннем рынке страны происхож­дения.

К снижению издержек приводит и перенос производства в зарубежные стра­ны, если там имеются более дешевые или уникальные производственные ресурсы. В некоторых отраслях по-прежнему большую роль играют такие факторы, как стоимость рабочей силы, наличие сырья или доступность капитала. В наукоемких производствах особое значение придается взаимодействию с научно-технически­ми центрами, способности к опережающему обновлению технологий, что опреде­ляется научными и инженерными традициями той или иной страны, системой общего и специального образования.

Стандартной причиной выхода на зарубежный рынок является стремление приблизиться к потребителю. МНК обосновывается поближе к рынкам сбыта, чтобы снизить издержки и более гибко реагировать на изменения спроса.

Еще один мотив для интернационализации — использование различий в зако­нодательстве разных стран для получения различных льгот, например, субсидий на НИОКР и, особенно, налоговых послаблений. Как правило, МНК оптимизиру­ет денежные потоки, используя оффшорные зоны и значительный объем внутри­фирменной торговли.

Преимущества МНК делают положение национальных производителей уяз­вимым и толкает последних на интернационализацию своей деятельности.

Выход непосредственных конкурентов на новые зарубежные рынки может дать им дополнительные преимущества на тех рынках, где уже ведется конкурентная борьба (эффект масштаба, специализация и т. п.). Для того, чтобы не допус­тить такого развития событий, МНК преследуют своих конкурентов на всех до­ступных им рынках.

Значительное влияние на стратегию МНК оказывает опасность потери рынка, связанная с изменением правил игры иностранным государством: увеличением тарифов, квотированием, применением других рычагов, направленных на созда­ние национального производства. Все это стимулирует активность в области пря­мых инвестиций или договоров о передаче технологий.

Гуманитарный аспект

Исследования показали, что довольно часто фирмы не занимаются международ­ным бизнесом и, особенно, прямыми инвестициями, несмотря на явную экономи­ческую целесообразность. Это вызвано особенностями принятия решений на кор­поративном уровне. Незнание ситуации в другой стране заставляет менеджеров переоценивать риски и не рассматривать соответствующие варианты, даже если имеются прогнозы получения высокой прибыли. На первоначальных стадиях организации бизнеса оказываются важными дополнительные мотивы, которыми руководствуются топ-менеджеры,

Эти дополнительные мотивы как коренятся внутри организации, так и частично определяются внешней средой. Топ-менеджмент часто руководствуется соображе­ниями престижа, желанием путешествовать, стремлением сделать что-либо для развития других стран.41 Стремление к интернационализации деятельности ком­пании поддерживается также прошлым опытом высших управляющих, их школь­ным образованием, кругом друзей и впечатлениями от зарубежных путешествий.

41 У. Aharoni. The Foreign Direct Investment Process. — Boston, 1966.

Наши рекомендации