Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара

А. Пусть Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru Рассмотрим две фирмы, выпускающие один и тот же товар. Пусть затраты i-ой фирмы при выпуске равны xi*ai (таким образом, есть себестоимость выпуска одной единицы товара). Произведенный обеими фирмами товар поступает на общий рынок. Цена на товар линейно падает в зависимости от поступающего на рынок общего его количества, т.е., Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru . Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

Следовательно, прибыль i-ой фирмы равна Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , где Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru Поведение каждой фирмы определяется ее стремлением максимизировать свою прибыль. Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

Допустим, что первая фирма узнала стратегию второй, т.е. объем ее выпуска Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru . Тогда она выбрала бы свой выпуск из условия максимизации прибыли: Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , т.е. Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

Аналогично бы действовала вторая фирма, т.е. выбрала бы свой выпуск в объеме Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru . В дальнейшем предположим Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , тогда Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru .

B. Стратегия Курно. Предположим, что производственные циклы фирм совпадают и фирмы выбирают свои оптимальные выпуски, зная объем производства своего конкурента за данный или прошлый период: Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

На рис. изображены прямые – множества стратегий фирм в ответ на известную стратегию другой фирмы. Предположим, что Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru тогда эти прямые пересекаются в точке K с координатами Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru Эта точка называется точкой Курно - K(30,30).

Как видно из рис. последовательность стратегий фирм сходится к этой точке. Для упрощения будем далее полагать, что Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , что значительно упрощает выкладки, не меняя сути дела.

Итак, в этом случае: точка Курно Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru прибыли фирм Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru суммарная прибыль Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru цена на товар Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

Характеристики точки Курно: Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

С. Стратегия Стакельберга. Что будет, если одна из фирм сознательно раскроет свою стратегию? Пусть, например, первая фирма даст возможность второй узнать свой ход Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , тогда вторая фирма ответит оптимальным для нее образом: Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru . Первая фирма будет теперь действовать, исходя именно из такого поведения второй фирмы. Но, конечно, прежде чем довести до сведения второй фирмы свой ход, Первая просчитает этот свой ход, исходя из максимизации прибыли:

Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

откуда и получаем так называемую точку Стакельберга Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

Прибыли фирм при этом равны Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru cуммарная прибыль Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , т.е. прибыли первой фирмы больше, а прибыли второй и суммарная прибыль меньше, чем в точке Курно; цена товара равна Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , и она меньше чем в точке Курно.

D. Объединение двух фирм. Пусть теперь фирмы объединятся (тем самым они образуют монополию своего товара на рынке), тогда суммарная прибыль равна Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , максимум прибыли достигается при выпуске Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , при этом прибыль фирмы и цена ее товара равны

Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru

Результаты исследования сведены в таблицу ( Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru ).

  x1 x2 x w1 w2 w p
Точка Курно
Точка Стакельберга 22,5 67,5 1012,5 506,25 1518,75 32,5
Монополия        


Для потребителя наиболее предпочтительна точка Стакельберга, в которой цена товара низшая, а объем выпуска наибольший, а менее всего благоприятна ситуация монополии или картеля, в которой цена товара наивысшая, выпуск самый малый, зато суммарная прибыль фирм самая большая.

E. Угрозы и торги при взаимодействии двух фирм. Остановимся еще на некоторых моментах.

1) В стратегии Стакельберга первая фирма находится явно в более выгодной ситуации – ее прибыль в два раза больше. Возможно, вторая фирма не захочет с этим согласиться. Но все, что она может сделать – это изменить как-нибудь свой выпуск. Однако при этом ее прибыль только лишь уменьшится. Однако уменьшится и прибыль первой фирмы. Если первая фирма забеспокоится, то возможен разумный торг. Однако, если первая фирма более мощная, то она может сознательно пойти на уменьшение своей прибыли, продолжая выпускать Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , в надежде, что уменьшение прибыли второй фирмы «образумит» ее, т. е. заставит вернуться к выпуску Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru .

2) Из таблицы видно, что первая фирма во всех ситуациях: в точке Курно, при стратегии Стакельберга, получает прибыль не более Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru . Есть ли возможность получить большую прибыль? Если она более мощная, чем вторая фирма, то она может навязать второй фирме стратегию Стакельберга, а затем предложить перейти к выпускам по Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru . При этом ее прибыль останется прежней - Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru , но прибыль второй фирмы увеличится с Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru до Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru Поэтому является разумным предложить второй фирме разделить этот излишек в Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru между обеими фирмами, тем самым прибыль первой фирмы превысит Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара - student2.ru .

Наши рекомендации