Конкуренция фирм за рубежом
Наличие уникальных природных ресурсов, дешевой или квалифицированной рабочей силы снижает производственные затраты в той или иной стране и позволяет фирме конкурировать за счет низких издержек. В международной практике массовым явлением стало перенесение трудоемких производств в страны с дешевой рабочей силой (например, телевизоров — из США в Мексику, а чипов — из Японии в Южную Корею и т. п.). Появление в регионе, имеющем благоприятные факторы производства, нескольких фирм-конкурентов приводит к интенсификации соперничества между ними и, как следствие, укреплению их лидирующей позиции в отрасли. Возникает местный рынок рабочей квалифицированной силы, переносящей ноу-хау с одного предприятия на другое, и способствующий более быстрому внедрению нововведений. Закреплению этой ситуации способствует усиленное внимание региональных властей к важным налогоплательщикам, составляющим основу благополучия края, созданию благоприятной для них инфраструктуры. Местный потребитель становится весьма придирчивым и этим помогает опережать иностранных конкурентов, стимулируя опережающее повышение качества и снижение цены.
Источник: М. Портер. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. С. 149.
Рис. 5.4. Модель «национального ромба» М. Портера
Удержаться на мировом уровне предприятие может лишь в том случае, если его поставщики являются лидерами в своей отрасли. Местная конкуренция поставщиков также улучшает конкурентоспособность рассматриваемых предприятий, так как благодаря хорошим коммуникациям ускоряются темпы нововведений.
М. Портер обратил внимание не только на существование конкуренции между родственными предприятиями, но и на наличие географической концентрации и тесного переплетения связей между ними и их смежниками. Такую группу предприятий он назвал предпринимательским кластером. Классическими кластерами является сосредоточение предприятий автомобильной и смежных отраслей в районе Детройта или электронной промышленности в калифорнийской Силиконовой долине.
ПРИЧИНЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Экономический аспект
Основными причинами выхода фирм на международный рынок являются их стремление снизить издержки и желание получить доступ к уникальным ресурсам.
Выход на международный рынок означает увеличение масштабов производства. Это, с одной стороны, уменьшает долю постоянных затрат в себестоимости продукции, а с другой — приводит к более быстрому совершенствованию процесса производства, ускоряет продвижение по «кривой обучения». Как известно, и то, и другое приводит к снижению издержек предприятия. Отметим, что фирма в этом случае имеет ценовое преимущество и на внутреннем рынке страны происхождения.
К снижению издержек приводит и перенос производства в зарубежные страны, если там имеются более дешевые или уникальные производственные ресурсы. В некоторых отраслях по-прежнему большую роль играют такие факторы, как стоимость рабочей силы, наличие сырья или доступность капитала. В наукоемких производствах особое значение придается взаимодействию с научно-техническими центрами, способности к опережающему обновлению технологий, что определяется научными и инженерными традициями той или иной страны, системой общего и специального образования.
Стандартной причиной выхода на зарубежный рынок является стремление приблизиться к потребителю. МНК обосновывается поближе к рынкам сбыта, чтобы снизить издержки и более гибко реагировать на изменения спроса.
Еще один мотив для интернационализации — использование различий в законодательстве разных стран для получения различных льгот, например, субсидий на НИОКР и, особенно, налоговых послаблений. Как правило, МНК оптимизирует денежные потоки, используя оффшорные зоны и значительный объем внутрифирменной торговли.
Преимущества МНК делают положение национальных производителей уязвимым и толкает последних на интернационализацию своей деятельности.
Выход непосредственных конкурентов на новые зарубежные рынки может дать им дополнительные преимущества на тех рынках, где уже ведется конкурентная борьба (эффект масштаба, специализация и т. п.). Для того, чтобы не допустить такого развития событий, МНК преследуют своих конкурентов на всех доступных им рынках.
Значительное влияние на стратегию МНК оказывает опасность потери рынка, связанная с изменением правил игры иностранным государством: увеличением тарифов, квотированием, применением других рычагов, направленных на создание национального производства. Все это стимулирует активность в области прямых инвестиций или договоров о передаче технологий.
Гуманитарный аспект
Исследования показали, что довольно часто фирмы не занимаются международным бизнесом и, особенно, прямыми инвестициями, несмотря на явную экономическую целесообразность. Это вызвано особенностями принятия решений на корпоративном уровне. Незнание ситуации в другой стране заставляет менеджеров переоценивать риски и не рассматривать соответствующие варианты, даже если имеются прогнозы получения высокой прибыли. На первоначальных стадиях организации бизнеса оказываются важными дополнительные мотивы, которыми руководствуются топ-менеджеры,
Эти дополнительные мотивы как коренятся внутри организации, так и частично определяются внешней средой. Топ-менеджмент часто руководствуется соображениями престижа, желанием путешествовать, стремлением сделать что-либо для развития других стран.41 Стремление к интернационализации деятельности компании поддерживается также прошлым опытом высших управляющих, их школьным образованием, кругом друзей и впечатлениями от зарубежных путешествий.
41 У. Aharoni. The Foreign Direct Investment Process. — Boston, 1966.