Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему.
Каждый уровень включает перечень нормат-ых документов, регулирующих ауд. деят-ти в России.
1.Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (ауд. деят-ти), который принят 7 августа 2001 г. Закон об ауд. деят-ти в России относится к основным законод. актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование ауд. деят-ти в России.
2.В доп-е к Закону «Об ауд. деят-ти» принимаются различные дополн-ые норм-е док-ты, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления ауд. деят-ти. Эти норм-ые док-ты формируют 2-ой уровень системы норм-ого регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления ауд. деят-ти.
3.Федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования ауд. деят-ти, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудит-ой деят-ти – это единые требования к порядку осуществления ауд. деят-ти, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.
4. Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также норм-ые акты министерств, устанавливающие правила организации ауд. деят-ти и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бух-го учета, хоз-го права.
5. Внутрифирменные стандарты ауд. деят-ти, которые разрабатывают аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы на базе федер. правил (стандартов) и практики аудита.
Для соблюдения нормат-х док-ов в области аудита осуществляется гос-ый контроль за ауд. деят-тью. Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган гос-го регулирования ауд. деят-ти. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.
Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:
- Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих ауд. деят-ти;
- Организация разработки и представление на утвержд-е Правит-ву РФ фед. правил (стандартов) ауд. деят-ти;
- Организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
- Контроль за соблюдением фед-х правил (стандартов) ауд. деят-ти;
- Определение объема и разработка порядка представле-я отчетности аудит-х орг-ций и индивид-х аудиторов;
- Ведение госуд-ых реестров аттестованных аудиторов аудит-их орг-ций, индивид-х аудиторов, професс-ых аудит-х объединений и учебно-методических центров;
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
- В целях учета мнения професс-ных участников рынка ауд. деят-ти функционирует совет по ауд. деят-ти при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по ауд. деят-ти утвержд. руководителем уполномоченного федерального органа.
Совет по аудиторской деятельности:
- Принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов ауд. деят-ти и проектов решений уполномоченного федерального органа;
- Разрабатывает фед-ые правила (стандарты) ауд. деят-ти, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органам;
- Рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных професс-ных аудит-их объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.
- В регионах, областях и городах регулирование ауд. деят-ти осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – саморегулируемое объединение аудиторов, индивид-х аудиторов, аудит-х орг-ий, которое действует на некоммерческой основе. Создается ов целях обеспечения условий ауд. деят-ти своих членов и защиты их интересов. Объединение устанавливает обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) ауд. деят-ти и профессиональной этики, осуществляет систематический контроль за их соблюдением. Объединение получает аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
В случае выявления фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) ауд. деят-ти проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, вплоть до аннулирования у них как квалификационного аттестата аудитора, так и лицензии на осуществление ауд. деят-ти.