Часть 2. Объективная сторона преступления заключается в совершении действий по использованию финансовых (материальных) средств для проведения избирательной кампании

Объективная сторона преступления заключается в совершении действий по использованию финансовых (материальных) средств для проведения избирательной кампании (деятельности по проведению референдума), осуществляемое с нарушением закона (в одной из 2 альтернативных форм).

1) Использование финансовой (материальной) поддержки помимо средств избирательного фонда (фонда референдума).

Речь идет о совершении действий по финансированию (материальному обеспечению) деятельности по достижению определенного результата на выборах кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком (избирательной кампании), по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, либо для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. Действия заключаются в финансировании соответствующих мероприятий (необходимых материальных ценностей, работ, услуг и т.п., например, агитационных материалов, деятельности по сбору подписей, по организации встреч с избирателями и т.д.) непосредственно за счет полученных субъектами денежных средств или иных имущественных объектов или предложение (согласие) на оплату этих мероприятий третьими лицами (без зачисления соответствующих средств в избирательные фонды или фонды референдума, о статусе которых речь более подробно шла выше). Простое получение кандидатом (избирательным объединением) от третьих лиц денежных средств или иного имущества без внесения их в избирательные фонды не образует еще данного состава преступления, если указанные средства не будут фактически использованы не предвыборные мероприятия.

2) Расходование пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах (перечисленных на специальный избирательный счет или на специальный счет фонда референдума, т.е. в избирательный фонд или в фонд референдума).Речь идет о случаях, когда пожертвования внесены лицом, которому вообще запрещено принимать участие в финансировании избирательных кампаний п.6 ст.58 ФЗ от 22.05.2002 (иностранные государства и иностранные организации; иностранные граждане, лица без гражданства, несовершеннолетние граждане РФ; российские юридические лицам с долей иностранного участия более 30 процентов; международные организации и международные общественные движения; органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения и предприятия; юридические лица с долей участия государства или муниципальных образований более 30 процентов; организации, учрежденные государственными органами и (или) органами местного самоуправления и указанными выше юридическим лицами; воинские части, военные учреждения и организации, правоохранительные органы; благотворительные и религиозные организации, а также учрежденные ими организации; анонимные жертвователи; юридические лица, зарегистрированные менее чем за один год до дня голосования; некоммерческие организации, получавшие в течение последнего года имущество от перечисленных выше лиц) или п.9 ст.48 ФКЗ от 23.06.2004, либо лицом, превысившим установленные законом предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также если эти средства внесены подставным лицом (о чем известно лицу, расходующему средства). В то же время, следует иметь в виду, что указанные запрещенные средства не индивидуализируются на специальном избирательном счете, а потому о совершении подобного преступления можно говорить только в случаях, когда иных средств избирательного фонда (законно внесенных) не было достаточно для осуществления произведенных расходов.

Данные деяния являются преступлением при условии совершения их в крупном размере (см. комментарий к ч.1 ст.141-1 УК РФ).

Преступление является оконченным с момента совершения действий, связанных с использованием (расходованием) соответствующих средств.

Субъективная сторона преступления выражается в вине форме умысла, т.е. лицо сознает, что использует (расходует) в крупном размере средства финансовой поддержки помимо средств избирательного фонда (фонда референдума) или пожертвований, запрещенных законодательством.

Субъектом преступления – специальный, а именно лицо, полномочное на распоряжение средствами избирательного фонда (фонда референдума): кандидат, уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока (в этой части норма утрачивает силу с 06.08.2011), инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы (см. комментарий к ч.1 ст.142 УК РФ).

Соотношение: совершение аналогичных деяний не в крупных размерах, а также юридическим лицом влечет административную ответственность в соответствии со ст.ст.5.18 или 5.19 КоАП РФ. Не являются уголовно наказуемыми деяниями превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда (фонда референдума), расходование денежных средств избирательного фонда (фонда референдума) на не предусмотренные законом цели, использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением законодательства, если речь не идет о запрещенных пожертвованиях (ст.5.18 КоАП РФ), невозврат жертвователю в установленный законодательством срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума) с нарушением требований законодательства, неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями (ст.5.50 КоАП РФ).

Фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142)

Данная норма изложена в новой редакции ФЗ от 18.06.2003 (действует с 19.07.2003) и изменена ФЗ от 06.07.2005 (действует с 06.08.2005).

Объектом преступления является конституционное право граждан РФ на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, на участие в референдуме (федеральном, региональном или местном), принципы избирательного права – свободное, прямое, равное, всеобщее и тайное (ч.ч.2 и 3 ст.31 Конституции РФ), а также порядок проведения голосования на выборах и референдуме, порядок осуществления избирательных кампаний.

Отношения в данной сфере регулируются также ФКЗ от 23.06.2004 “О референдуме Российской Федерации”, ФЗ от 22.05.2002 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ФЗ от 23.10.1996 “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, ФЗ от 24.12.2002 “О выборах Президента Российской Федерации”, ФЗ от 22.04.2005 “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

Данная норма охраняет те же сферы отношений, что и ст.141 УК РФ.

Части 1 – 3 данной статьи предусматривают 3 различных состава преступления.

Наши рекомендации