Формы бухгалтерского учета
Под формой бухгалтерского учета понимают совокупность взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, применяемых в организации для ведения учета.
История развития бухгалтерского учета – это история поиска более совершенных форм оптимального обобщения информации для нужд управления. Разнообразие используемых видов и последовательности заполнения учетных регистров привело к существованию различных форм бухгалтерского учета.
К отличительным признакам форм бухгалтерского учета относятся:
- количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, внешний вид;
- последовательность и способ записей в учетные регистры;
- взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета.
В настоящее время в Республике Беларусь используются следующие виды форм бухгалтерского учета:
1) мемориально-ордерная;
2) журнально-ордерная;
3) упрощенная;
4) автоматизированная.
Сущность мемориально-ордерной формы учета состоит в том, что на каждый поступивший в бухгалтерию первичный документ составляется мемориальный одер, в котором указывается дата и номер записи, содержание записи, сумма и корреспонденция счетов. При наличии большого количества однотипных первичных документов, их могут группировать и регистрировать в накопительных ведомостях. В этом случае мемориальный ордер составляется на итоговые данные ведомости.
Все мемориальные ордера по мере их составления регистрируют в хронологическом порядке в регистрационном журнале, в котором указываются порядковые номера мемориальных ордеров, даты их составления и суммы по ордерам. В этом журнале определяют общую сумму оборота по операциям отчетного месяца. Она имеет контрольное значение, так как равна дебетовому и кредитовому оборотам по счетам после разноски хозяйственных операций по счетам в главной книге. Главная книга при мемориально-ордерной форме учета является основным систематическим регистром синтетического учета. Для каждого синтетического счета в ней выделяется отдельный развернутый лист, который разделен на дебетовую и кредитовую часть с большим количеством граф и строк. По строкам записывают данные мемориальных ордеров, а также суммы хозяйственных операций, подлежащих записи по дебету или кредиту данного счета в соответствии с корреспонденцией, указанной в мемориальном ордере.
На основании итогов главной книги ежемесячно составляют оборотный баланс или оборотно-сальдовую ведомость, конечные сальдо по которой являются основой для составления баланса.
Аналитический учет ведется параллельно синтетическому в книгах и карточках.
Характерными особенностями мемориально-ордерной формы учета являются следующие:
- оформление бухгалтерских записей мемориальными ордерами;
- разделение синтетического учета на хронологический (регистрационный журнал) и систематический (главная книга);
- ведение аналитического учета в основном в книгах и карточках;
- построение главной книги, позволяющее проанализировать корреспонденции счетов.
Недостатком этой формы учета является необходимость составления большого количества мемориальных ордеров и запись одних и тех же показателей в различные учетные регистры.
Журнально-ордерная форма учета применяется в двух вариантах:
1) полная журнально-ордерная форма учета, включающая 16 типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в больших организациях;
2) сокращенная журнально-ордерная форма учета, состоящая из восьми типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в средних и малых организациях.
Журнально-ордерная форма предполагает также использование вспомогательных ведомостей и разработочных таблиц.
Основными регистрами данной формы учета являются журналы-ордера. В основу их построения положен кредитовый признак. Это значит, что в них отражаются кредитовые обороты по синтетическому счету в разрезе корреспондирующих счетов. Дебетовые обороты по этому счету учитываются в нескольких разных журналах.
Вспомогательные ведомости по синтетическим счетам построены по дебетовому признаку. Они составляются по активам, подлежащим особому контролю (денежные средства).
Записи в журналы-ордера и вспомогательные ведомости осуществляются на основании данных первичных документов. По окончании месяца итоговые данные из журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая открывается на год. Она ведется по дебетовому признаку, т.е. записывается оборот по кредиту из соответствующего журнала-ордера и обороты по дебету по каждому из корреспондирующих счетов.
На основании данных Главной книги и некоторых аналитических счетов составляется баланс и другие формы отчетности.
Упрощенная форма учета предназначена для малых предприятий. Она ведется в двух вариантах:
Первый вариант основан на использовании в качестве основного регистра Книги учета хозяйственных операций, в которой регистрируются все хозяйственные операции организации. По данным Книги учета составляется баланс и отчетность.
Второй – основан на применении нескольких регистров – ведомостей учета имущества малого предприятия:
Итоги ведомостей служат основанием для заполнения шахматной и оборотной ведомостей.
В условиях применения современных информационных технологий большое значение имеет автоматизация труда работников бухгалтерии. Основополагающие принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета следующие:
- ПЭВМ являются определяющим фактором организации труда бухгалтера;
- однократный ввод и многократное использование учетных данных;
- хранение и обработка массива информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;
- возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных и передача их в ЭВМ по дистанционным каналам с последующим автоматическим составлением бухгалтерских записей путем использования зависимости между корреспондирующими счетами;
- автоматическое формирование всех учетных регистров и форм отчетности.