Краткое описание дисциплины
Итоговой государственной аттестации
Рекомендована Методическим Советом Высшей школы экономики и менеджмента
для направлений подготовки и специальностей:
Код ООП | Направление/специальность | Профиль | Код дисциплины по учебному плану |
Менеджмент | Общий менеджмент | Б.6 |
МОДУЛЬ - Итоговая государственная аттестация
Екатеринбург 2014
Рабочая программа составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
Ружанская Л.С. | д.э.н., доцент | зав. кафедрой | Теории и практики менеджмента | ||
Яшин А.А. | к.э.н., доцент | доцент | Теории и практики менеджмента |
Программа модуля одобрена на заседании кафедр:
Наименование кафедры | Дата | ФИО заведующего кафедрой | Подпись | |
Теории и практики менеджмента | Ружанская Л.С. |
Начальник отдела образовательных программ Е.В. Сатыбалдина
Председатель учебно-методического совета ВШЭМ Е.С. Авраменко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа модуля составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Код направления/ специальности | Название направления/ специальности | Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО | |
Дата | Номер приказа | ||
Менеджмент | «18» ноября 2009г. |
Цель и задачи аттестации
Цель аттестации заключается в комплексной проверке знаний, умений и навыков выпускников программы бакалавриата по направлению 080200 «Менеджмент», профиль «Общий менеджмент» в области фундаментальных теоретических и прикладных экономических и управленческих дисциплин, позволяющей дать обоснованную квалификационную оценку с последующим присвоением степени «Бакалавр менеджмента».
Задачи аттестациизаключаются в необходимости дать оценку уровня и объема:
- теоретических знаний в области современного менеджмента;
- прикладных знаний в области управления организациями различного уровня и форм собственности;
- владения современными инструментами организационного проектирования.
Место дисциплины в структуре модуля и основной образовательной программы
Итоговая государственная аттестация проводится в формах:
1. Письменного междисциплинарного экзамена;
2. Защиты выпускной квалификационной работы бакалавра (ВКР).
Условием допуска к сдаче междисциплинарного экзамена и защите ВКР бакалавра является успешное выполнение учебного плана подготовки по направлению 080200 «Менеджмент», профиль «Общий менеджмент».
Трудоемкость итоговой аттестации
Виды учебной работы, формы контроля | Всего, час. | Учебные семестры |
Подготовка к сдаче и сдача государственного междисциплинарного экзамена | ||
Лекции обзорные, час. | ||
Самостоятельная работа студентов, час. | ||
Подготовка и защита ВКР | ||
Общая трудоемкость по учебному плану, час. | ||
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е. | 12,0 |
Краткое описание дисциплины
Выпускники должны знать современные школы менеджмента, их понятийный аппарат и инструментарий исследования, выводы и возможности применения в прикладных исследованиях и процессах управления различными организациями.
Выпускники должны продемонстрировать навыки в использовании этих знаний для анализа конкретных ситуаций, корректно формулировать цели и ограничения, в том числе социального и политико-экономического свойства, с целью получения достоверных выводов и результатов управленческого анализа.
Выпускники должны уметь применять качественные и количественные методы управленческого анализа в практике функционирования, как отдельных экономических агентов, так и секторов российской и мировой экономики.
По окончании обучения выпускник по направлению 080200 «Менеджмент», профиль «Общий менеджмент» с квалификацией «бакалавр» должен освоить следующие и общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО):
общекультурные компетенции (ОК) (в соответствии с ФГОС):
- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
- способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
профессиональные компетенции (ПК) (в соответствии с ФГОС):
- организационно-управленческая деятельность:
- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
- способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
· - информационно-аналитическая деятельность:
- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
- пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
- умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
- умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
- умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
- умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
- способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
- владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);
- способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
- способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
- способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
- способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);
- владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
- пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);
- способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
- предпринимательская деятельность:
- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
- способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50)
Трудоемкость итоговой аттестации12,0 з.е
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Код разделов и тем | Раздел, тема дисциплины* | Содержание |
Р1 | Общий менеджмент | Понятие и сущность менеджмента, управление организацией. Эволюция научной мысли в области менеджмента. Уровни управления в организации. Функции управления. Общая характеристика организации. Модели жизненного цикла организации. Комплексные подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. Внешняя среда и ее влияние на организацию. Характеристики внутренней среды организации. Современные тенденции развития менеджмента. Планирование как функция менеджмента. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Определение горизонта планирования: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы. Организационная функция менеджмента: построение организационной структуры, распределение властных полномочий и ответственности. Понятие и типы организационных структур. Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Виды подходов к анализу мотивации. Процессные и содержательные теории мотивации. Объекты организационного контроля. Типы контроля. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Связующие процессы в организации: коммуникации и принятие управленческих решений. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные сети. Коммуникационные барьеры. Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Подходы к принятию решений. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений. Понятие лидерства. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве. Процессный подход к управлению и функционально-управленческие области. Управление организационными изменениями и инновациями. Методы преодоления сопротивления изменениям. Стратегические типы организационных изменений. Понятие новшества, инновации, инновационного процесса. Виды инноваций и их классификация. Свойства инноваций. Инновационный цикл. Модель инновационного процесса. Понятие инновационного менеджмента и его основные функции. Понятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Хофштеде. |
Р2 | Стратегический менеджмент | Сущность стратегического менеджмента. Сущность, виды и роль планирования в управлении организацией. Виды планирования и их содержание. Бюджетное планирование и его роль в организации. Стратегическое направление развития организации. Методические основы формирования целей деловой организации. Принцип «5К». Виды целей и их приоритетность. Приоритеты в постановке целей организации. SMART – принцип. Стратегические и финансовые цели. Целевой менеджмент. 5 задач стратегического управления. Реальная стратегия компании. Элементы стратегии компании. Субъекты стратегического менеджмента. Проблемы и трудности стратегического управления. Эволюция систем управления и стратегического менеджмента. Основные этапы формирования теории стратегического менеджмента. Современные тенденции стратегического менеджмента. Трансформация модели стратегического менеджмента под влиянием новых научных концепций. Эволюция проблем и методов стратегического управления. Корпоративные и конкурентные стратегии. Определение направления развития компании. Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия. Деловая стратегия. Функциональная стратегия. Операционная стратегия. Факторы, формирующие стратегию. Этика и стратегия бизнеса. Характеристика эталонных корпоративных стратегий: виды и особенности корпоративных стратегий роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии: виды и особенности конкурентных стратегий (классические стратегии М.Портера). Стратегический анализ внешней и внутренней среды компании. Цели и задачи стратегического анализа и диагностики. Направления и этапы стратегического анализа внешней и внутренней среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Диагностика компании: цели, принципы и методы. Стратегический потенциал и конкурентные преимущества компании. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Модель цепочки ценности М.Портера: анализ издержек и ценности. Методика SNW- анализа. Стратегический анализ диверсифицированных компаний. Разработка корпоративной стратегии и распределение ресурсов корпорации. Методология стратегического выбора. Формулирование стратегии: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Проблема согласования интересов. Матрица И.Ансоффа. Формирование и анализ стратегических альтернатив на основе матрицы SWOT – анализа. Реализация стратегии: стратегические изменения Организация реализации стратегии: основные этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения). Реинжениринг бизнес-процессов. Всеобщее управление качеством (TQM). Инструменты проведения организационных изменений: бенчмаркинг, концепция «шесть сигм», сбалансированная система показателей. |
Р3 | Маркетинг | Эффективность бизнеса. Стержневые бизнес-процессы. Критерии маркетинговой ориентации: ориентация на потребителей, конкурентов, межфункциональная координация. Цепочка наращивания ценности М.Портера. Понятие и сущность маркетинга. Цель, задачи, принципы, функции маркетинга. Эволюция концепции маркетинга. Концепции организации маркетинговой деятельности компании. Основные категории маркетинга. Стратегический и операционный маркетинг. Современные направления и тенденции в развитии маркетинга. Маркетинг в России. Специфика и перспективы развития. Информационные задачи маркетинга. Маркетинговая информационная система (МИС). Классификация информации: внутренняя, внешняя, первичная, вторичная. Последовательность проведения маркетингового анализа деятельности предприятия. Окружающая среда маркетинга как объект информации. Основные факторы макро и микросреды. Анализ отрасли и конкурентной ситуации на рынке. Основные показатели при изучении отрасли: емкость рынка, рыночные доли, интенсивность конкуренции, темп роста рынка, насыщенность рынка. Исследование конкурентной среды. Модель 5 конкурентных сил М.Портера. Исследование потребителя. Классификация потребителей. Концепция «7Оs». Клиентурные рынки. Модель покупательского поведения. Характеристики покупателя. Процесс принятия решения о покупке. Факторы удовлетворения покупателя. Маркетинговые исследования. Основные методы исследований в маркетинге. Основные направления маркетинговых исследований (МИ). Основные этапы процесса МИ. Основные цели МИ. Процесс МИ. Стратегия как способ достижения маркетинговых целей. Уровни разработки стратегии: корпоративная, конкурентная, функциональная. Процесс стратегического планирования. Подходы к планированию стратегии маркетинга: Матрица возможностей по продукции/рынкам Матрица БКГ (матрица Мак-Кинзи), Воздействие рыночной стратегии на прибыль (PIMS), общая стратегическая модель М.Портера. Разработка целевого рынка. Сегментация рынка. Критерии сегментации. Типы сегментации рынков. Организация и планирование маркетинга. Понятие товара. Понятие товарной политики. Концепция товара в маркетинге. Уровни товара. Классификация товаров. Потребительские товары и товары производственно-технического назначения. Концепция ЖЦТ. Понятие о марке товара. Концепция брендинга. Ценовая политика. Подходы к ценообразованию. Понятие ценовой политики. Основные элементы и этапы разработки ценовой стратегии. Основные ценовые стратегии. Сбытовая политика предприятия (Комплекс Распределения). Понятие сбытовой политики. Формирование каналов товародвижения. Обычные каналы распределения: вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы. Маркетинговые каналы. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Определение интегрированной маркетинговой коммуникации. Понятие продвижения в маркетинге. BTL и АТL маркетинговые коммуникации. |
Р4 | Управленческий учет и аудит | Цели и задачи управленческого учета. Управленческий и финансовый учет. Учет затрат. Классификация затрат: производственные и непроизводственные, прямые и косвенные, постоянные и переменные Элементы теории вероятностей. Математическое ожидание. Дерево принятия решений. Статистика для бизнеса. Корреляционный анализ. Методы использования электронных таблиц Учет материалов. Учет труда. Учет накладных расходов. Калькуляция себестоимости с полным разнесением затрат. Маржинальная система калькуляции себестоимости. Позаказный учет затрат. Партионное калькулирование себестоимости. Попроцессное (попередельное) калькулирование. Калькулирование себестоимости услуг Цели и задачи бюджетирования. Функциональные бюджеты. Гибкие и жесткие бюджеты. Нормативные затраты. Анализ отклонений при маржинальном калькулировании и калькулировании себестоимости с полным разнесением затрат. Согласование доходов и расходов бюджета. Маржинальный (CVP) анализ. Выявление релевантных затрат. Анализ лимитирующих факторов. |
Р5 | Логистика | Понятие, цели, задачи и функции логистики. Концепции логистики: системный подход, учет логистических издержек, адаптивность логистических систем. Потоки в логистике: материальные, информационные, финансовые. Классификация потоков, показатели, характеризующие потоки в логистике. Логистическая система: понятие, цель, свойства, классификация. Логистические операции. Классификация логистических операций. Закупочная логистика: понятие, цель, задачи, функции. Методы планирования закупок. Выбор поставщиков. Производственная логистика: понятие, цель, задачи, функции. Системы организации материальных потоков в производстве. «Толкающая» логистическая система управления потоками в производстве. «Тянущая» логистическая система управления потоками в производстве. Распределительная логистика: понятие, цель, задачи, функции. Взаимосвязь логистики и маркетинга в сфере распределения. Логистический канал: понятие виды. Логистическая цепь: понятие, виды. Параметры выбора канала распределения. Транспортная логистика: понятие, значение, функции. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Материально-техническое обеспечение различных видов транспорта. Объем перевозок, гру-зопотоки и их характеристика. Классификация грузов и грузовых перевозок. Транспортные тарифы: понятие, структура. Цели и задачи информационной логистики. Информационные логистические системы. Складская логистика: понятие, цель, задачи, функции. Система складирования и складской переработки грузов в логистической системе. Характеристика систем складирования и размещения товаров. Запасы в логистике: понятие, роль. Классификация запасов: производственные, сбытовые. Структура производственных запасов и факторы, влияющие на их величину. Системы управления запасами на предприятии. Расчет точки заказа. Определение оптимального размера заказа. Понятие логического сервиса и его функции. Классификация видов сервисного обслуживания продукции. Уровень логического обслуживания. Зависимость затрат на сервис от уровня сервиса. Зависимость объёма продаж от уровня сервиса. Определение оптимального объёма уровня логического сервиса. Критерии качества логистического сервиса. |
Р6 | Международный менеджмент | Международный менеджмент в мировой исторической ретроспективе, этапы его исторического развития в зависимости от характера бизнес-мотивации и потребность в сравнительных исследованиях. Глобализация и ее влияние на менеджмент. Методологические принципы изучения международного менеджмента (общее и особенное, национальное и интернациональное, конвергентное и дивергентное, историзм, целостность, системность). Внешняя среда международного бизнеса: многокомпонентный анализ. Понятие политического и экономического риска. Виды рисков. Макро- и микрориски. Системы и методы управления рисками. Международные системы оценки рисков ведения бизнеса в различных странах. Конкурентоспособность стран по М.Портеру. Понятие национальной конкурентоспособности. Международная оценка конкурентоспособности стран согласно методикам Всемирного экономического форума и Международного института развития менеджмента в Лозанне (Швейцария). Позиционирование России в международных рейтингах конкурентоспособности: конкурентные слабости и преимущества; макро- и микроэкономический анализ; разработка национальной стратегии социально-экономического развития. Факторы национальной конкурентоспособности. Теория «национального ромба» М.Портера. Проблемы адекватного определения и «измерения» Понятие деловой культуры, ее элементы. Уровни культуры: глобальный, кластерный, национальный, корпоративный. Их взаимодействие. Неоднородность культурного пространства: доминирующая культура, субкультуры и контркультуры. Сила культуры и факторы ее определяющие. Параметры воздействия на деловую культуру: факторы бизнес-окружения (системный подход по Дж.Миллеру) и национально-этнический фактор в деловых культурах. Значимость труда в различных бизнес-культурах. Факторы, влияющие на отношение к труду, национальные особенности. Влияние национальной специфики лидерства на корпоративную (организационную) культуру. Практика принятия решений: межстрановые сопоставления. Характеристики национальных стилей лидерства. Характеристика основных стратегических подходов в международном бизнесе: мультинационального, интернационального, глобального и транснационального. Их достоинства и ограничения. Область применения. Причины и проблемы интернационализации. Виды международных стратегий. Транснациональные корпорации и совместные предприятия как системы управления повышенной сложности. Экономический, правовой и политический анализ внешней среды. Страновый маркетинговый анализ в международном контексте. Процессы формирования, управления и функционирования совместных предприятий: национальные особенности. Экономический и культурный генотип моделей менеджмента. Системная модель анализа национального профиля менеджмента. Проблемы заимствования зарубежного опыта. Границы применения. Национальный менталитет и система менеджмента: зависимость и взаимовлияние. Понятие национального характера. Особенности национального характера и менталитета россиян. Характеристика системы менеджмента в России: специфика, конкурентные слабости и преимущества. Сравнительный анализ российской и западной моделей управления. Позиционирование российской системы менеджмента в международном контексте и выбор национальной модели социально-экономического развития. |
Р7 | Финансовый менеджмент | Основные элементы финансового менеджмента. Требования к финансовой информации. Финансовый учет и управленческий учет. Юридическое лицо и его признаки. Классификация и группы юридических лиц. Предпринимательская деятельность ее формы и виды. Виды предприятий и их классификация. Система целей управления финансами. Управление финансами как средство достижения целей предприятия. Функции управления финансами. Логика финансовых вычислений. Простые проценты. Наращение простыми процентами. Дисконтирование по простым процентам. Сложные проценты. Наращение сложными процентами. Внутригодовые процентные начисления. Эффективная годовая процентная ставка. Дисконтирование по сложной процентной ставке. Непрерывное наращение и дисконтирование. Альтернативная стоимость денег. Временная ценность денег Виды денежных потоков. Оценка аннуитетов. Метод депозитной книжки. Бессрочный и непрерывный аннуитеты. Оценка аннуитетов с изменяющейся величиной платежа. Анализ доступности ресурсов к потреблению в условиях рынка. Временная структура процентных ставок. Дюрация. Чувствительность текущей стоимости финансовых потоков к изменению процентных ставок. Управление активами. Минимизация капиталовложений в основные средства. Управление оборотными средствами. Технологии управления запасами. Управление пассивами. Финансирование предприятия за счет источников собственных средств. Цена капитала. Дивидендная политика. Финансовый и деловой риск. Риск финансовой зависимости. Риск ликвидности. Валютный риск. Хеджирование рисков. Организация мониторинга и управления рисками предприятия. Финансовые потоки как объект управления. Мониторинг и реорганизация финансовых потоков. Система и методы управления финансовыми потоками. Модели оценки и оптимизации финансовых потоков. Риски, типичные ошибки и проблемы управления финансовыми потоками. Методы оценки инвестиций (оценка срока окупаемости, оценка чистого текущего дохода, определение внутренней рентабельности инвестиции). Риски инвестиционных решений. Типичные проблемы и ошибки управления финансами. Риски принятия решений о структуре капитала. Типичные последствия неправильных решений о структуре капитала. Риски принятия чрезмерных обязательств. Проблемы и парадоксы финансового учета и управления. Реинжиниринг процессов управления финансами. Риски и типичные ошибки реинжиниринга. Международные стандарты финансового учета. Принципы регулирования финансового учета. Регулирование финансового учета в Российской Федерации. Основные сведения о бухгалтерском учете. Основные формы финансовой отчетности (российская и международная практика). Бухгалтерский баланс. Отчет о прибылях и убытках. Учет износа (амортизация). Основные формы бухгалтерской отчетности в Российской федерации. Наиболее типичные проблемы, возникающие при использовании официальной финансовой отчетности российских предприятий для целей анализа. Налогообложение. Налоговое право. Налоговая система РФ и перспективы ее развития. Международная практика учета движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств (прямой и косвенный методы подготовки отчета). Отчет о добавленной стоимости. Непредвиденные статьи. Исключительные статьи. Постбалансовые события. Продолжающиеся и прекращенные операции. Отчет о добавленной стоимости. Чтение финансовой отчетности коммерческих организаций. |
Р8 | Подготовка и защита ВКР бакалавра |
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
(по формам обучения)