Краткое описание дисциплины

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины «Методика преподавания иностранных языков»

Количество кредитов 3

Курс 3, семестр 1

Шифр - наименование специальности 6М011900 - Иностранный язык: два иностранных языка

Институт, кафедра Институт полиязычного образования, кафедра «Профессиональной иноязычной коммуникации»

Время и место проведения дисциплины чт.12-12.50, ауд.45; чт.14.00-14.50, ауд.18.

Степень, звание, должность Ф.И.О преподавателя к.п.н., доцент Шаяхметова Д.Б.

контактная информация (телефон, e-mail) 87013522505, [email protected]

Краткое описание дисциплины.

Цель дисциплины «Методика преподавания иностранных языков» состоит в том, чтобы, базируясь на новой концепции иноязычного образования, обеспечить качество профессионально-предметной подготовки будущего учителя иностранных языков, отвечающие социально педагогическим требованиям, предъявляемым к специалисту на современном этапе. Данная цель реализуется посредством решения комплекса следующих задач:

1. Обеспечить понимание студентами закономерностей социоисторической обусловленности развития методики иноязычного образования и смены фундаментальных парадигм;

2. Сформировать у студентов научный взгляд на методику как теоретико-прикладную науку, ее современно состояние и перспективы развития;

3. Создать целостное научно-обоснованное представление о когнитивно-лингво-культурологической методологии как концептуальном базисе нового компетентностно- ориентированного типа иноязычного образования;

4. Обеспечить овладение основными категориями методической системы (цели, содержание, принципы, методы и др.) в новой интерпретации их понятийной сущности;

5. Обеспечить овладение инновационными педагогическими и коммуникативно-информационными технологиями, используемыми в процессе иноязычного образования.

Реализация указанных задач обеспечивает предметно-содержательный и процессуальный аспекты формируемых на основе данного курса профессионально-значимых компетенций, а именно: 1) теоретико-методологический; 2) межкультурно-коммуникативный; 3) научно-исследовательский; 4) предметно-профессиональный.

В результате изучения дисциплины «Методика преподавания иностранных языков» студент должен знать:

1. Теоретико-методологические основы иноязычного образования;

2. Сущность современной компетентностно-методологической иноязычно-образовательной парадигмы как системы межкультурно-коммуникативного иноязычного образования.

3. Методическую систему иноязычного образования: цели, подходы, содержание, принципы, методы, технологии иноязычного образования (методы, средства, приемы, интерактивные и информационные технологии и т.д.).

4. Организационную основу иноязычного образования: типы образовательных программ. Образовательную программу по кредитной форме обучения.

5. Образовательная программа уровневого ранжирования по общеевропейской системе уровневой модели иноязычного образования.

6. Межкультурные рече-языковые и рече-деятельностные основы общения.

7. Моделирование общения в контексте теории межкультурной коммуникации.

8. Современный иноязычно-образовательный процесс: управление, организация, технологии обучения.

9. Профессиональную деятельность учителя – преподавателя иностранных языков.

должен уметь:

1. Выявлять и анализировать первопричины, обуславливающие сложность и спорность определения «методики обучения ИЯ» как самостоятельной научной теории.

2. Определять место методики в ряду смежных наук.

3. Разграничивать методы научного исследования, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях.

4. Выявлять кардинальную и определяющую роль категорий «цель», «содержание», «принципы», «методы», «подходы», «технологии» в смене систем образования.

5. Давать характеристики типам образовательных программ. Разбираться в образовательной программе уровневого ранжирования по общеевропейской системе уровневой модели иноязычного образования.

6. Определять особенности обучения видам речевой деятельности и аспектам языка на различных этапах.

7. Определять базовые ориентиры моделирования общения в контексте теории межкультурной коммуникации.

8. Охарактеризовыватьсовременный иноязычно-образовательный процесс: управление, организацию, технологии обучения: государственный общеобязательный образовательный стандарт специальности, особенности планирования по кредитной системе обучения.

9. Дать характеристику модели учителя иностранных языков как совокупности профессионально-значимых компетенций и личностных качеств.

3. Календарно-тематический план.

Наименование тем дисциплины недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекции (ч.) Пр/сем./лаб./ студ (ч.) СРСП СРС
Теоретико-методологические основы иноязычного образования 1.Методология иноязычного образования 2.Методика иноязычного образования как теоретико-прикладная наука 3.Связь методики иноязычного образования с другими науками 4.Методы научного исследования в методике иноязычного образования 1,2      
Парадигма иноязычного образования 1. Сущность современной компетентностно-методологической иноязычно-образовательной парадигмы как системы межкультурно-коммуникативного иноязычного образования. 2. Методическая система иноязычного образования: цели, подходы, содержание, принципы, методы, технологии иноязычного образования (методы, средства, приемы, интерактивные и информационные технологии и т.д.). 3. Организационная основа иноязычного образования: типы образовательных программ. Образовательная программа по кредитной форме обучения 4. Образовательная программа уровневого ранжирования по общеевропейской системе уровневой модели иноязычного образования. 3,4
  Межкультурные рече-языковые и рече-деятельностные основы общения 1. Языковые средства межкультурного общения: произносительные, лексические, грамматические аспекты 2. Межкультурные рече-деятельностные основы общения на основе аудирования, говорения, чтения, письма и письменной речи 5-8
Моделирование общения в контексте теории межкультурной коммуникации 1. Моделирование иноязычного общения. 9,10
Современный иноязычно-образовательный процесс: управление, организация, технологии обучения 1. Нормативно-управляющие документы: (государственный общеобязательный образовательный стандарт специальности, образовательная программа как организационная основа учебного процесса. 2. Управление учебным процессом: планирование учебного процесса (виды планирования). Особенности планирования по кредитной системе обучения: урок как основная форма организации учебного процесса; внеклассная работа учащихся по иностранному языку. 3. Контроль как модель управления качеством образовательного процесса и его результата (объект, функции, формы измерения и оценки). 11-13
Профессиональная деятельность учителя – преподавателя иностранных языков 1. Модель учителя иностранных языков как совокупность профессионально значимых компетенций и личностных качеств. Компетентностные векторы развития личности учителя: структура деятельности, тип мышления, способности. 14,15
  Всего

Литература для изучения

Основная литература

1. Кунанбаева С.С. Современное иноязычное образование: методология и теории. – Алматы, 2005.

2. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. – Алматы, 2010.

3. Кулибаева Д.Н. Методологические основы управления образовательной системой школ международного типа. – Алматы, 2006.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва, Academa, 2004.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва, 2004.

6. Халеева И.Н. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. Москва, 1989.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва, 1987.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Москва, Высшее образование сегодня, 2003, №5.

9. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск, Титул, 2010.

Дополнительная литература

1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иноязычной речью. – М., 1998.

2. Банкевич Л.В. Тестирование лексики иностранного языка. – М., 1981.

3. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 2010.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1990.

6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., Академкнига, 2001.

7. Елизарова Г.В. Культура и обучение ИЯ. – Санкт-Петербург, КАРО, 2005.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. – М., 2003, № 5.

9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., 1991.

10. Козлов П.Г. Интегративная роль результата в технологии обучения иностранному языку. // Новые технологии в учебном процессе в вузе. – Алматы, 1995.

11. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирования. – М., 1989.

12. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Г.М. Практическая методика обучения иностранному языку – М., 2000.

13. Кунанбаева С.С. Динамика становления иноязычного грамматического навыка у билингвов. – Алматы, 1994.

14. Леонтович О.А. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы / Теория коммуникации и прикладная коммуникация. Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. № 1, 2002

15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989.

16. Пассов Е.И. коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2 изд., исправл. – М., 1991.

17. Поташник М.М. Управление качеством образования. Педагогическое общество России. – М., 2004.

18. Привалова И.В. Разнообразие подходов в развитии теоретических основ межкультурного общения. «Вестник» МГУ, серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2004, № 3.

19. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1991.

20. Современные языки. Изучение, преподавание, оценка. «Общеевропейские компетенции владения ИЯ». – Совет Европы, Страсбург, 1986.

21. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. – М., 1987.

22. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовки переводчиков). – М., 1989.

23. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2006.

24. Язык и культура. Лингводидактический аспект. / Материалы международной научно-методической конференции. Под ред. Кунанбаевой С.С. – Алматы, 1998.

25. Strauss Dieter. Didaktik und Methodik Deutsch als Fremdsprache. Eine Einführung. – Langenscheidt, Berlin und München, 1994.

26. Neuner G., Krüger M., Übungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht. – Langenscheidt, Berlin und München, 1995.

27. Hermann Funk und Michael König. Grammatik lehren und lernen. Langenscheidt, 1997, Fernstudieneinheit 1.

28. Barbara Dahlhaus. Fertigkeit Hören.1998,Langenscheidt,Fernstudieneinheit 5.

29. Ranier Ernst Wicke. Kontakte knüpfen. Langenscheidt, 1988, Fernstudieneinheit 9.

30. Un nivel umbral-Ediciones Concejo de Europa – 1992.

31. Objectifs de l’apprentissage des langues vivantes – Strasbourg, 1991.

32. van Ek.A. Objektives for foreign language learning. Project No 12 – Strasbourg, 1991.

33. A.Baeyen et R.Bergentoft. La langue vivante: apprendre, enseigner, évaluer. – Strasbourg, 1996.

34. Dianne Larsen – Freemen Teaching English. Methods & Approaches. Video film.

35. Geremy Harmer. The Practice of English Language Teaching. London –

36. New-York, 1991.

37. Monneri A. Bienvenu en France. Méthode de français. – Paris: Hatier/Didier, 1991.

38. Methodology in TESOL. A Book of Readings. Edited by Michael H. Long & Jack C. Richards. USA, 1987.

39. Savignon S.G. Communicative competence. Theory and Classroom practice. – M. Craw-Hill, 1997.

Справочная литература

1. Колесников И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Москва, Дрофа, 2008, 432 с.

2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, Высшая школа, 1997.

Нормативная литература

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». – А., 2007.

2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан. – Астана, 2004 г.

3. Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан. – Алматы, 2004 г.

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург, 2003.

Интернет-источники

1. www.britishcouncil.org Портал Британского Совета

2. www.iearn.org – iEARN (International Education and Resource Network) – Международная Образовательная и Ресурсная сеть.

3. www.onestopenglish.com/ProfessionalSupport/iteach “i-teach” (электронный журнал издательства Macmillan)

4.www.eurocall.org/recall ReCALL - Journal of EUROCALL.

Наши рекомендации