Краткое описание дисциплины

Экология и устойчивое развитие является разделом биологии. В условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. Экологическая ситуация в Казахстане, в связи с интенсивным развитием экономики резко ухудшилась. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество - природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. Чем раньше человечество осознает это и пойдет по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. Поэтому целью является формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы.

Компоненты курса

Содержание практических занятий

Практическая работа №1.Экология особи - аутэкология (1 час).

1. Лимитирующие факторы. Закон минимума Либиха.

2. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы.

3. Экологическое значение основных абиотических факторов: освещенности, температуры, влажности, солености и др.

4. Адаптация и ее виды.

Литература: [1-29].

Практическая работа №2.Экология популяций - демэкология (1 час).

1. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое.

2. Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал.

3. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции.

4. Внутривидовая регуляция численности (конкуренция).

5. Экологическая ниша, потенциальная и реализованная нишы.

Литература: [1-29].

Практическая работа №3.Экология сообщества - синэкология (2 часа).

1. Потеря энергии при переходе с одного трофического уровня на другой, правило 10%.

2. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии).

3. Типы взаимоотношений между организмами: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм, аменсализм.

4. Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип Конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе.

5. Целостность и устойчивость экосистем. Экологическая сукцессия, первичная и вторичная.

Литература: [1-29].

Практическая работа №4.Концепция Устойчивого развития (2часа).

1. История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера.

2. Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде. Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге.

3. Хартия устойчивого развития Европейских городов.

4. Факторы Устойчивого развития: экологический, экономический, социальный.

5. Стратегии и принципы устойчивого развития.

Литература: [1-29].

Практическая работа №5.Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (1час).

1. Глобальные экологические проблемы современности (изменение климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др.), причины их возникновения и последствия.

2. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности.

3. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия.

Литература: [1-29].

Практическая работа №6.Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие (1час).

  1. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи.
  2. Проблемы урбанизации. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.
  3. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения.
  4. Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы.
  5. Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.

Литература: [1-29].

Практическая работа №7.Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан (1час).

1. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия.

2. Социально-экологические проблемы Приаралья.

3. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей.

4. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.

5. Экологический мониторинг, принципы его организации.

Литература: [1-29].

Практическая работа №8.Нормирование качества окружающей среды, экологическая экспертиза (2часа).

1. Экологическая экспертиза, основные понятия, цели.

2. ОВОС. Процедура ОВОС.

3. Экологическая экспертиза и цикл проекта.

4. Понятие о качестве окружающей природной среды.

5. Санитарно-гигиенические нормативы атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы.

6. Экологическая паспортизация предприятий как инструмент оценки и регулирования качества окружающей среды. Структура и содержание экологического паспорта предприятия.

Литература: [1-29].

Практическая работа №9.Безотходная и малоотходная технологии (1,5часа).

1. Незамкнутый технологический процесс.

2. Изолированный технологический процесс.

3. Замкнутый круговорот вещества в природе – прообраз прогрессивной технологии.

Литература: [1-29].

Практическая работа №10.Утилизация отходов производства (1,5часа).

1. Разработка нормативов ПДВ, ПДС, ПДК.

2. Расчет по укрупненной оценке ущерба от загрязнения атмосферы.

3. Утилизация отходов производства.

Литература: [1-29].

Практическая работа №11.Экология и здоровье человека (1 час).

1. Здоровье и факторы риска. Деградация генофонда человечества.

2. Генетические факторы и здоровье человека.

3. Влияние экологических факторов городской среды на человека, экотоксиканты, их влияние. Заболевания, вызванные загрязнителями.

4. Качество медицинского обеспечения и здоровье человека.

5. Здоровый образ жизни граждан, как основа устойчивого развития общества.

Литература: [1-29].

Содержание СРС

Вид СРС Форма отчетности Вид контроля Объем в часах
Проработка лекционного материала Рабочая тетрадь Участие на занятии 7,5
Подготовка к практическим работам Рабочая тетрадь Участие на занятии 7,5
Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий Конспект Участие на занятии
Подготовка к контрольным мероприятиям   РК1, РК2, коллоквиум, тестирование
Всего:

Наши рекомендации