Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Департамент общественных финансов

Контрольная работа

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему:

«Экономическое содержание внебюджетного фонда, его особенности, виды»

Выполнил:

Студент

Института заочного и открытого образования

группы ЗБ2-ЭФ4-1

Семионичева Юлианна Валентиновна

____________________________

(Подпись)

Руководитель:

К.э.н., доцент

Баятова Инна Марковна

____________________________

(Подпись)

МОСКВА 2016

Содержание

1. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов………………3

2. Особенности внебюджетных фондов……………………………………...….6

3. Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды…………..7

Стоит понимать, что внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Так что же подразумевается под «внебюджетными фондами»?

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

1. социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

2. целевого использования средств этих фондов;

3. оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

4. новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

5. финансирования территориальных нужд.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин:

I. у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

II. эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;

III. внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

4. Фонд занятости

5. др. внебюджетные фонды.

В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Доходы внебюджетных фондов включают:

1. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

2. отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

3. средства бюджета;

4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;

5. займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

6. другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

2. Особенности внебюджетных фондов:

v внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

v денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

v формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

v страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

v на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

v денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

v расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Наши рекомендации