Социально-экономическое значение внебюджетных фондов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Департамент общественных финансов
Контрольная работа
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
на тему:
«Экономическое содержание внебюджетного фонда, его особенности, виды»
Выполнил:
Студент
Института заочного и открытого образования
группы ЗБ2-ЭФ4-1
Семионичева Юлианна Валентиновна
____________________________
(Подпись)
Руководитель:
К.э.н., доцент
Баятова Инна Марковна
____________________________
(Подпись)
МОСКВА 2016
Содержание
1. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов………………3
2. Особенности внебюджетных фондов……………………………………...….6
3. Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды…………..7
Стоит понимать, что внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.
Так что же подразумевается под «внебюджетными фондами»?
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
1. социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
2. целевого использования средств этих фондов;
3. оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
4. новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
5. финансирования территориальных нужд.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин:
I. у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
II. эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;
III. внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
4. Фонд занятости
5. др. внебюджетные фонды.
В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.
Доходы внебюджетных фондов включают:
1. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
2. отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
3. средства бюджета;
4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
5. займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
6. другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
2. Особенности внебюджетных фондов:
v внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
v денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
v формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
v страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
v на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
v денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
v расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).