Финансовые ресурсы, их состав.
Сущность финансов, их специфические признаки. Объективная необходимость финансов.
В домашней обстановке финансы часто понимают как деньги, но это не одно и то же. Вместе с тем финансы тесно связаны с фондами денежных средств и относятся к денежным отношениям (отношения, опосредствованные деньгами).
Денежные отношения явл-ся частью эк-х отношений. Эк-е отношения в совокупности
составляют экономический базис общества.
Эк-е отношения – это существующие отношения в обществе по поводу: производства, распределения, обмена и потребления матер-х благ и услуг.
Эк-е отношения могут происходить как в денежной, так и в натурально-вещественной форме(н-р: бартер).
Фин-ые отношения явл-ся более узким понятием по отношению к денежным. Фин-ые отношения возникают по поводу распределения созданного в обществе ВВП.
[(C+V+M)+акциз]НДС=ВВП(на уровне гос-ва)= выручка от реализации(на уровне предприятия).
С=Матер.затраты+ амортиз-е отчисления;
V=фонд оплаты труда + ЕСН(26%от ФОТ);
М=прибыль.
Специфич-ми признаками финансов явл-ся:
1.совокупность ден-х отношений;
2.они связаны с движением фондов ден-х средств и ден-х доходов(ФДС и ДД);
3.одностороннее движение стоимости в денежной форме не безэквивалентной основе.
Под движением понимается их формирование, распределение и использование.
Пр-р одностороннего движения: вверх –платят налоги, вниз- выдача пенсий.
Не все ден-е отношения явл-ся фин-ми. Так, при купле-продаже товаров через розничную сеть населению отношения явл-ся ден-ми, но не финансовыми ( нет 3-го признака).
Образуемые с помощью фин-х отношений ФДС служат источником обеспечения денежными средствами непрерывности кругооборота производственных фондов.
Схема кругооборота:
Рабочая сила
Деньги-Товар …Произв-во….Товар’ – Деньги’
Ср-ва произ-ва
Фин-е отношения появились с развитием товарно-ден-х отношений (ТДО),общественного разделения труда и с возникновением первых госуд-в. Своего наибольшего развития ТДО достигают в условиях развитой рыночной экономики.
Гос-ву для выполнения своих функций необходимы ден-ые ср-ва в виде бюджетных фондов (федер-е, регион-е и местные б-ты) и гос-ых внебюджетных фондов (Пенс-й фонд РФ, фонд соц-го страхования РФ, фонд обязательного мед.страхования). В современных условиях данные причины необх-ти финансов также имеют место.
Финансы – это совокупность эк-х отношений, а именно ден-х, в результате которых на основе распределения ВВП происходит образование и использование ФДС и ДД суб.хоз-ия и гос-ва с целью удовлетворения личных и общественных потребностей.
- Ф-ии финансов.
Сущность финансов наиболее полно проявляется в их функциях. Под функциями понимается проявление объективно присущих данной экономической категории свойств (независимо от воли и сознания людей).
Функции проявляются только в процессе челов-ой деят-ти. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют 2 ф-ции: распределительную и контрольную.
Поскольку финансы представляют собой в основном отношения распределения ВНП, то осн-й их функ-ей явл-ся распределитительная функцияя. С ее помощью распред-ся ВВП в ден. форме и его составная часть НД (нац. доход страны). Процесс распределения распадается на 2 этапа:
- первичное распределение ВВП;
- вторичное распределение (или перераспределение).
Этапы отличаются по времени, по сферам дея-ти (сфера матер-го пр-ва и непроизводственная сфера), участникам распределения (предприятия, организации, учреждения, государственные и местные органы власти, аппарат пенсионных фондов), по формам доходов (первичные и вторичные).
Первичные доходы образуются непосредственно на пр-ях и орг-ях в результате первичного распределения. Оно затрагивает только производственную сферах. Перераспределение происходит как в производственной, так и в непроизводственной сфере.
На стадии первичного распределения образуются следующие формы первичных доходов участников распределения:
1. фонд возмещения израсходованных предметов труда (оборотных ср-в) – (“C”).
2. накапливаемый фонд амортизационных отчислений для будущих капит-х вложений (на модернизацию, реконструкцию, расширению) – (“C”).
3. создается ФОТ работников–26% (“V”).
4. начисляется ЕСН на ФОТ(26%) в три гос-х внебюджетных фонда соответственно:
28% -в пенсионный фонд РФ, 4% -в Ф.соц. страхования РФ, 3,6% -ФОМС, из них 0,2 пункта в федер-й ФОМС и 3,4% пункта в территор-й ФОМС– (“V”).
5. определяется прибыль организации– (“M”).
6. начисляются косвенные налоги (акцизы, НДС) и уплачиваются в бюджет.
Вторым этапом распределения явл-ся дальнейшее распределение ВВП и образование вторичных доходов:
а)на примере прибыли :
1. из прибыли уплачивается налог на прибыль орг-ций и др. налоги и сборы.
2. погашается кредит коммер-го банка и частично уплачиваются %-ты за пользование ими.
3. могут производиться отчисления на сод-ие вышестоящей организации.
4. производятся отчисления в фонды имущественного и личного страхования – за счет чистой прибыли.
5. производятся отчисления в резервный фонд предприятия.
Остальная прибыль используется на нужды самого предприятия и его работников (на развитие и совершенствование производства – кап-е вложения, прирост оборотных средств) на социальное развитие коллектива, на матер-ые поощрение работников(13 з/п, премия по текущим премиальным системам, за выполнение особо важных производственных заданий, мат.помощь).
б) Из фонда оплаты труда
- выплачивается з/п работникам,
- уплачивается налог на доходы физических лиц в бюджет (основная ставка 13%, но есть и 35%).
Контрольная функция финансов заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ФДС и ДД с помощью финансов. На практике это проявляется как фин-ый контроль за деятельностью организаций и учреждений, за исполнением фин-х планов, смет и бюджетов.
Органами фин-го контроля явл-ся Мин-во финансов РФ ( на региональном уровне - департамент финансов Ярославской области, на местном – департамент финансов мэрии города Ярославля), Департамент гос-го фин-го контроля Мин-ва Финансов РФ ( на региональном уровне – контрольно-ревизионное управление (КРУ), на местном – КРУ при мэрии), ФНС РФ – на федер-ом уровне,( на региональном – управление ФНС РФ по Ярославской области, на местном – районная гос-я налоговая инспекция.
Счетная палата РФпроверяет исполнение федер-го бюджета и гос-х внебюджетных фондов (Пенс. Фонд РФ)
Финансовый контроль по времени осуществления подразделяется на:
- предварительный.
- текущий.
- последующий.
Предварительный ф.к.осуществляется до совершения фин-ой операции. Текущий контроль осуществляется в момент совершения операции. Последующий контроль осуществляется после совершения фин-ой операции.
Финансовые ресурсы, их состав.
Финансовые ресурсы явл-ся источником ден-х ср-в для развития производства, а так же удовлетворения матер-х и культ-х нужд граждан, потребностей гос-ва и субъектов хозяйствования.
Они в основном формируются в сфере матер-го производства, где создается ВВП и НД, а затем происходит их распределение и использование ч/з ФДС и ДД. Объем и структура фин-ых русурсов непосредственно связаны с уровнем развития произ-ва и его эффективностью.
Финансовые ресурсы, инвестируемые в производство, создают предпосылки для его роста и совершенствования. В формировании фин-х ресурсов участвуют все элементы стоимости ВВП. Но основным источником является нац-й доход:
(С+[V+M]+K+H)(A,НДС)
Рост чистого дохода (М- на макро уровне) обуславливает темпы роста финансовых ресурсов.
Прибыль является источником фин-х ресурсов как для предприятий, так и для гос-ва (налог на прибыль и др-е налоги с прибыли). Важным источником фин-х ресурсов для предприятий явл-ся и амортизационные отчисления.
Кроме того, предприятия могут использовать для формирования фин-х ресурсов заемные и привлеченные средства (кредиты банков, кредиторская задолженность; ср-ва, полученные от выпуска акций и облигаций).
Фин-е ресурсы гос-ва формируются как за счет прямых налогов(с ФОТ и с прибыли, а так же со стоимости имущества), так и косвенных налогов. Финансовые ресурсы также образ-ся за счет части нац-го богатства страны, созданного трудом предыдущих поколений, а так же являющегося собственностью гос-ва(земля, ее недра, полезные ископаемые).
Часть нац-го богатства вовлекается в хозяйственный оборот(ср-ва от продажи золотого запаса страны, резервные фонды страховых организаций(РосГосСтрах), переходящий остаток бюджетных средств).
Финансовые ресурсы делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным, кроме указ-х выше, гос-х ценные бумаг(ГКО – гос-е краткосрочные облигации, ОФЗ – облигации федерального займа). К децентрализованным относятся средства от выпуска акции и облигации, выпущенные пр-ми.