Сочетании стратегии и тактики финансового менеджмента

Сущ-ет два вида направлений сочетания стратегии и тактики, их м. представить в виде 2 цепочек:

1. Неотвратимость инвестиций → пост-х и переем-х затрат → фин потр-сти пр-тия → структура капитала пр-тия.

2. фин-вой уст-сти пр-тия → платежесп-сть, ликвидность баланса, кредитоспособность, рент-сть → осн-ные балансовые пропорции → финансовые коэф-ты

1 наравл Инвестиции – отправная точка, с к-рой начинается новый жизненный цикл фирмы, поэтому фирма не может отказаться от инвестиций. Но инвестиционный проект – это всегда скачок постоянных затрат фирмы, сопровождаемый снижением прибыли пр-тия. Если происходит перераспределение издержек м/у пост-ми и переем-ми в пользу постоянных, то это м. происходить только за счёт прибыли.

Увелич-е перем-х затрат ведёт к увелич-ю объёма производимой пр-ции, выр-ки от реализации и прибыли лишь до опред-го рубежа, за к-рым дополн-ная пр-ция и эк-кий эффект, получаемые от дальнейшего наращ-ния, нач-ют снижаться.

Рост пост-х затрат фирмы не может не отразиться на величине фин-х потребностей и эк-кой рент-сти активов (это уже вопрос, решаемый в рамках тактического ФМ).

2 направл Финансовая уст-сть пред-тия предп-ет сочетание 4 благоприятных харак-тик фин-во-хоз-ного положения пред-я:

1. Высокой платежеспособности, т.е. способности исправно расплачиваться по своим обязательствам;

2. Высокой ликвидности баланса, т.е. достаточной степени покрытия заемных пассивов пред-тия активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в деньги на расчетном счете срокам погашения обязательств;

3. Высокой кредитоспособности, т е. достойной спос-сти возмещения кредитов с процентами и другими финансовыми издержками;

4. Высокой рентабельности, т. е. значительной прибыльности,
обеспечивающей необходимое развитие пред-тия, хороший уровень дивидендов и поддержание курса акций.

Выполнение этих требований предполагает соблюдение ряда важнейших балансовых пропорций - это и есть сочетание краткоср-х и долгоср-х целей ФМ:

1) Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные рын-е ценные бумаги) должны покрывать наиболее срочные обязательства (кредиторскую зад-сть) или превышать их;

2) Быстрореализуемые активы (дебиторская зад-сть, средства на депозитах) должны покрывать краткосрочные пассивы (краткоср-е кредиты и займы и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения к-рых приходится на данный период) или превышать их;

3) Медленнореализуемые активы (запасы ГП, сырья и материалов) должны покрывать долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) или превышать их;

4) Труднореализуемые постоянные активы (здания, соор-ния, земля, оборудование) д.б. покрыты постоянными пассивами (собственными средствами) и не превышать их.

Финансовое прогнозирование – предст-ет собой основу для фин-вого план-ния (т.е. составления стратегич-х, текущих и операт-х планов) и для фин-вого бюджетирования.

Выполн превых 3х нерав в сист с необход влечет выполн 4го нерав. Поэтому практич сущ явл-ся сопоставл итогов первых 3х групп по А и П. 4е нерав носит балансир хар-р, и в то же время оно имеет глубокий экон смысл, его выполн свидет о соблюд миним услов финн устойчив, те наличие у предпр собствен оборот ср-в.

В случае когда одно или несколько нерав сист имеют знак противопол зафиксир в оптим варианте, ликвидн баланса в большей или меньш степен отлич от абсолют. При этом недостат ср-в по одной группе компенсир избытк по др групп, хотя копменс при этом имеет место лишь по стоим величине, поскольку в реальн плат ситуацие менее ликв акт не могут заместить более ликв.

Отправной точкой фин-вого прогн-я явл-ся прогноз продаж и соотв-щих им расходов, а конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

Основные шаги прогнозир-ния потребностей финансирования:

1. Составление прогноза продаж статистическими и др. доступными методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необх-е для достижения необх-го объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финанс-нии и изыскание соотв-щих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

Существует 2 метода фин-го прогноз-я:

1) бюджетный - основан на концепции ден-х потоков и сводится к расчету фин-вой части бизнес-плана; 2) «метод процента от продаж» (первая модификация) и «метод формулы» (вторая модификация).

Все вычисления делаются на основе 3 предположений:

1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обяз-ва при наращивании объема продаж на опред-ное кол-во % увелич-ся в среднем на столько же %. Это означает, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.

2. Процент увелич-я ст-сти осн-х средств рассч-тся под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

3. Долгоср-е обяз-ва и акц-ный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспред-ная прибыль прогнозир-ся с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной пр-ции: к нераспред-ной прибыли базового периода прибавляется прогноз-мая чистая прибыль (произведение прогноз-мой выручки на чистую рент-сть реализ-ной пр-ции) и выч-ся дивиденды (прогноз-мая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды). Просчитав это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами – это и будет потребная сумма дополнит-ного внешнего финансир-я.

Наши рекомендации