Сущность и функции финансов
В теории финансов издавна дискутируется вопрос о наличии у финансов по крайней мере еще двух функций — регулирующей и контрольной.
Полемизируя с авторами дополнительных функций финансов, талантливейший представитель советской финансовой науки проф. Э.А. Вознесенский обратил внимание на различия между функциями и ролью экономической категории. Если через функции проявляется общественное назначение экономической категории, то роль экономической категории выражается в результатах ее практического использования. Роль экономической категории представляет собой форму выражения экономической политики государства, т.е. определенной организующей деятельности людей, практически использующих те или иные категории и законы, по которым развиваются экономические формации. Разные экономические категории могут обслуживать одни и те же процессы воспроизводства, не выходя за рамки своих специфических функций. Такая возможность возникает именно благодаря различиям между ролью и функциями экономических категорий. Так, например, процесс движения денег в обществе обеспечивается такими категориями, как цена, финансы, кредит, товар.
Только неосознанные различия между ролью и функцией экономической категории могли быть причиной выдвижения идеи регулирующей и контрольной функции финансов.
Происходит ли регулирование экономики государством ? Очевидно. Формы этого регулирования достаточно многообразны. Наиболее простая форма регулирования — установление предельной цены на товары и услуги. Прибегая к этому методу, государство решает социальные задачи, оберегая бедные и средние слои населения от предельных затрат на получение жизненно важных товаров и услуг. В предкризисных ситуациях такая мера государства означает ограничение попыток монополий получить сверхприбыль. В обоих случаях государство не извлекает дополнительных доходов.
Третий способ вмешательства государства в экономические процессы, также относимый к государственному регулированию, это финансирование различных отраслей. Это может быть произведено как в целях структурной перестройки экономики, так и в целях поддержания жизненно важных отраслей, обеспечивающих либо конкурентоспособность конкретных отраслей, либо даже выживаемость государства. Конечно, в этом случае велика роль финансов как категории, опосредствующей использование фондов государства. Но дополнительная функция не просматривается, поскольку регулирование происходит в процессе принятия государством определенных решений политического или экономического характера.
Остается еще тезис о регулирующей функции финансов, связанной с системой налогов. Можно взимать больше или меньше налогов. Если величина налога зависит не от потребностей государства в конкретной величине доходов бюджета, а от желания регулировать доходы внутри государства, то надо признать наличие у финансов еще одной функции. Однако очевидно, что у государства фискальные соображения превалируют при выработке финансовой политики. Если при этом решаются и другие, кроме фискальной, задачи, то это свидетельствует о роли финансов в реализации экономической политики государства.
Аналогичные рассуждения можно привести и по поводу наличия контрольной функции финансов.
В условиях ведения хозяйства на плановой основе, что характерно для стадии социализма, контроль за выполнением планов, имеющих силу закона, становится важнейшей функцией государства. Государства, но не отдельных категорий. Роль финансов в осуществлении государством этой функции огромна. Но это роль финансов, а не имманентная ей функция. Не меньшее значение в осуществлении контроля финансы имеют и на других стадиях развития общества. Но контроль осуществляется лишь в пределах функций финансов — за полнотой и своевременностью поступления доходов и за целевым использованием расходов бюджета.
Мы уже отмечали, что когда речь идет о функции категории, то это то, что обособляет данную категорию от всех остальных, что присуще только этой категории. Но контроль присущ и цене, и кредиту, и прибыли, т.е. многим другим экономическим категориям.
Следовательно, когдамы говорим о контроле, то этороль, а не функция финансов.
Чтобы до конца уяснить различия между функциями и ролью финансов, надо осмыслить связь финансов как экономической категории с государством как органом управления обществом.
Мы отмечали, что финансы возникли только с появлением государства, и они существуют постольку, поскольку без них невозможно выполнение государством своих функций. Никакая другая экономическая категория не имеет такой зависимости и связи.
Версий причин возникновения государства множество. Если исключить версию о божественном происхождении верховной власти (когда в качестве доказательства используется вера, против нее нет аргументов), то наиболее убедительна позиция Ф. Энгельса. В работе „Происхождение семьи, частной собственности и государства" он писал: „Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима си/ха, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах порядка.
И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство".
Для выполнения функций регулятора общественных отношений государство, кроме всего прочего, должно располагать аппаратом насилия — армия, полиция, чиновники. Все это требует материальных затрат, т.е. отвлечения на нужды государства части доходов общества. Форма, в которой присваивается государственная часть труда общества, зависит прежде всего от уровня развития экономики. В формациях с неразвитыми товарно-денежными отношениями потребности государства покрываются либо путем непосредственной эксплуатации части членов общества на государственных предприятиях (в данном случае к государственным мы причисляем и собственность государя, поскольку они были нераздельны), либо путем отчуждения части результатов труда производителей в форме натуральных налогов и повинностей.
Здесь важна не столько сама форма присвоения, сколько появление в обществе дополнительных экономических отношений, носящих перераспределительный характер. Эти дополнительные отношения организуются государством и основаны на силе государства. Однако, если само государство и носит надстроечный характер, эти отношения перераспределения не выходят за рамки базисных, экономических отношений. Каждый класс и представитель каждого класса, а если быть точнее, все члены общества, охвачены этими дополнительными экономическими отношениями. С возобладанием в обществе товарно-денежных отношений государство предпочитает изымать на свои нужды часть доходов членов общества в денежной форме.
Государство, т.е. надстройка, таким образом, оказывает определенное воздействие на экономические, т.е. базисные, отношения, вмешиваясь в стадию распределения и через нее в процесс обмена и потребления. Государство вмешивается и в процесс расширенного воспроизводства, направляя свои ресурсы на развитие тех или иных отраслей, вводя ограничения или поощряя развитие отдельных отраслей.
Государство может изменить систему налогов, объекты обложения, покровительствовать тем или иным отраслям, той или иной группе представителей эксплуататорского класса. Однако вмешательство государства в экономику имеет определенные границы и эти границы устанавливаются не надстройкой (государством), а базисом общества, его производственными отношениями.
Взаимодействие базиса и надстройки обуславливает исторический процесс развития. Определяющими в этом взаимодействии выступают материальные общественные отношения. Однако надстройка играет роль не только средства защиты базиса, но и активной силы исторических преобразований, обладающей определенной самостоятельностью по отношению к породившему ее экономическому строю.
В теории финансов одним из наиболее сложных вопросов является понимание финансов, порождаемых надстройкой (государством), как базисных (экономических) отношений.
Как было сказано, из всей совокупности денежных отношений общества финансы выделяются тем, что они непосредственно обусловлены фактом наличия государства. Другие денежные категории, в частности заработная плата, прибыль, цена, являются порождением экономики, и ни в коей мере их существование не вытекает из факта наличия государства, а только из факта наличия производства и товарно-денежных отношений.
Речь идет не о регулировании государством тех или иных денежных отношений — уже на стадии государственно-монополистического капитализма (ГМК), особенно при социализме, государство вмешивается во многие экономические процессы, устанавливая размеры и пропорции тех или иных категорий. Из факта вмешательства государства в экономические отношения нельзя делать вывод об императивной форме проявления сущности этих экономических процессов и категорий.
Речь идет не о роли государства в организации тех или иных экономических отношений, не в регламентации этих отношений. Государство регулирует многие экономические отношения. Но это регулирование не меняет экономической сути зарплаты, цены, прибыли, рентабельности, амортизационного фонда, страховых фондов и т.д. Государство в такой же степени регламентирует и величину налогов. Разница втом, что финансы — это только те денежные отношения, которые непосредственно порождены самим фактом наличия государства.
Звенья финансов
Необходимость выделения отдельных звеньев финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдельных этапах общественно-производственного развития государства количество звеньев финансов может быть различным. Сегодня в России можно выделить 4 звена финансов:
1) государственные финансы;
2) государственный кредит;
3) финансы государственных предприятий;
4) специальные фонды.
В федеральном государстве первое звено по организационным признакам подразделяется на две подгруппы: централизованные финансы и финансы субъектов федерации. Из последней подгруппы можно выделить местные (муниципальные) финансы.
Такое деление не носит принципиального характера, поскольку формирование доходов на различных уровнях управления в принципе мало отличается, тем более в формировании нижестоящих бюджетов существенную роль играют трансферты, субвенции и другие формы регулирования бюджетов. Выделение подзвеньев важно с позиций управления финансами.
В унитарном государстве первое звено делится на общегосударственные финансы и местные финансы.
Вышестоящий уровень участвует, как правило, своими доходами в формировании нижестоящих. Все дело в объеме управленческих функций разных управленческих структур. Общим принципом организации финансов внутри государства является необходимость наделения управленческих звеньев собственными доходными источниками для выполнения функций по управлению государством в пределах определенных конституцией (законом) полномочий.
Основой государственных финансов выступает бюджет. Строго говоря, в большой степени и два следующих звена (государственный кредит и финансы государственных предприятий) тесно связаны с государственным бюджетом. В доходной части бюджета находят отражение все доходы бюджета, включая и доходы по государственному кредиту, и доходы от деятельности госпредприятий. Но если доходная часть бюджета отражает все поступление государства через налоговую систему, то по государственному кредиту методы формирования доходов и расходов в значительной степени выходят за пределы бюджета. Внутренние займы, межгосударственные заимствования, казначейские обязательства', государственная вексельная система (она особенно развита на уровне региональных бюджетов) — все это требует выделения госкредита в самостоятельное звено финансов.
Точно так же финансы госпредприятий как самостоятельное звено финансов имеют ряд специфических особенностей. Кроме результативных показателей, отражаемых в бюджете (доходы и расходы), в этом звене финансов мы находим сочетание различных экономических категорий, что требует самостоятельного рассмотрения этого звена финансов. На результаты деятельности оказывают воздействие (подчас противоположное) такие категории, как цена, кредит, оборотные средства и т.п.
Достаточно обособленно выступают специальные фонды. Они создаются государством за счет как бюджетных, так и внебюджетных фондов, но используются для финансового обеспечения государственных предприятий. Обособление этих фондов вызвано политическими, социальными и экономическими задачами.
В разных государствах действуют различные системы специальных фондов. Они могут создаваться на определенный срок или действуют постоянно, различаются по принадлежности и по целям использования. В каждом конкретном случае используются самостоятельные методы сформирования и использования этих фондов. Именно по этой причине специальные фонды выделены в самостоятельное звено финансов.
Звенья финансов как составная часть общей категории должны отвечать тем же трем признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные признаки, отличающие одно звено от другого. Эти отличительные признаки могут совпадать с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет всех трех признаков вместе, кроме финансов и их звеньев. Так, государственный кредит имеет дополнительные признаки возвратности и платности, как и банковский кредит. Но у последнего нет признаков финансов. Отличительной особенностью звеньев финансов является и обособленная система управления каждым звеном. Государственными финансами управляет министерство финансов (или идентичный ему орган). В соответствии с государственным устройством и бюджетным законодательством строятся и подведомственные министерству финансов нижестоящие органы управления. Почти все страны придерживаются принципа „каждому органу государственного управления — свой бюджет". В России каждый субъект федерации имеет свой бюджет и соответственно свое министерство финансов. В то же время в России исполнением доходной части бюджета занимаются такие самостоятельные федеральные органы, как налоговая служба, таможенный комитет, налоговая полиция. Относительно самостоятельно и казначейство. Расходная часть бюджета исполняется министерством финансов и федеральными министерствами и комитетами. Аналогичные структуры есть в каждом субъекте федерации.
Можно спорить о необходимости содержания такого огромного числа чиновников, занимающихся составлением и исполнением бюджета в России. Число чиновников еще не свидетельствует об эффективности их деятельности. Однако это частный вопрос с позиции теории финансов — у каждой страны возможны такие периоды, когда „высшая целесообразность" побеждает рационализм. Стоит сократить число налогов, упростить методы их начисления и взимания, и не будет необходимости в содержании этой непроизводительной системы исполнения бюджета в России. Теория финансов не может ответить, почему через 80 лет финансовая система России делает те же ошибки, что и после пролетарской революции.
Впрочем, по своим историческим последствиям эпоха перестройки не уступает эпохе пролетарской революции.
Остается надеяться на лучший исход.
Тема 2