Участники бюджетного процесса, их полномочия
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
– Президент РФ;
– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
– Правительство РФ;
– Министерство финансов РФ;
– Федеральное казначейство;
– органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
– Центральный банк РФ (Банк России);
– Счетная палата РФ;
– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
– государственные внебюджетные фонды;
– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
– иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.
I. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.
II. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.
III. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.
IV Министерство финансов РФ (Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
– составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– представляет по поручению Правительства РФ сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
– осуществляет методологическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
– устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
– составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;
– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации;
– осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
- и т д
V. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
– производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным БК РФ;
– открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;
– устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
– ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.
Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России и представляет собой счет, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.
Использование Единого счета – новая информационная технология исполнения федерального бюджета, посредством которой осуществляется:
– централизация доходов и средств федерального бюджета;
– централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете;
– ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.
VI. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.
Главными задачами налоговых инспекций являются контроль за соблюдением налогового законодательства и за правильностью начисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством.
Налоговые инспекции выполняют следующие функции:
1) ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков;
2) представляют финансовым органам и органам казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и платежей;
3) осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;
4) анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливают на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
5) производят на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
6) ведут учет и оценку конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
7) и т д
7. Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 156 настоящего Кодекса. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
8. Счетная палата обладает следующими полномочиями:
1) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
2) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
3) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
4) аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
5) проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);
6) и т. д.
8. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет следующие полномочия:
1) функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и выполняет роль органа валютного контроля.
2) проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории России и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов федерации.
3) в функции службы входит проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, осуществление надзора за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
4) контроль за соответствием проводимых в резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций на соответствие законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; совместно с агентами валютного контроля, правоохранительными, контролирующими органами исполнительной власти проводит проверки полноты и правильности учёта и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в рублях.