Участники бюджетного процесса и их полномочия

. Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреж­дения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные органы власти имеют следую­щие полномочия:

- рассмотрение и утверждение бюджетов;

- рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

- формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней.

Органы исполнительной власти осуществляют:

- составление проектов бюджетов;

- представление их на рассмотрение и утверждение законодательным органам власти вместе с необходимыми документами и материалами;

- исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

- управление государственным, муниципальным долгом;

- осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;

- представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обязанности, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России имеет следующие полномочия:

- совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики;

- обслуживает счета бюджетов;

- осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

На кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участников бюджетного процесса возложено выполнение двух задач: операции по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение отдельных функций Банка России там, где он их выполнять не может.

Контрольные органы законодательных органов власти на всех уровнях, представительные органы местного самоуправ­ления осуществляют:

- контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональ­ных целевых программ, нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Полномочия Минфина:

- составление проекта федерального бюджета и участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- разработка прогноза консолидированного бюджета РФ;

- разработка программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;

- сотрудничество с международными финансовыми организациями;

- методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

- регистрация эмиссии займов субъектов РФ, ценных бумаг муниципальных образований;

- управление государственным долгом РФ в порядке, установленном Правительством РФ;

- организация исполнения федерального бюджета;

- составление отчетов об исполнениях федерального и консолидированного бюджетов РФ;

- осуществление целого ряда других полномочий в соответствии Бюджетным кодексом РФ, иными законодательными актами бюджетного законодательства РФ;

- выполнение полномочий, возложенных на Минфин России Президентом РФ и Правительством РФ.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полно­мочиями:

- производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетов по нормам, установленным действующим бюджетным законодательством, их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

- открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

- устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов;

- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и предоставляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;

- составляет на основании отчетности, предоставленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Наши рекомендации