Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью, сущность дебиторской задолженности
Введение
Во время финансово-хозяйственной деятельности у организации всё время возникает необходимость в проведении расчетов со своими контрагентами бюджетом налоговыми органами. Отпуская продукт или выполняя услуги предприятием обычно не получает деньги в оплату сразу т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому во время периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты, поступления платежа средства организации омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции емкостью рынка степенью насыщенности рынка данной продукцией условиями договорам принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.
Цель работы – анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью организации.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности как основы выработки управленческих решений;
- исследование направлений повышения ликвидности и рефинансирования дебиторской задолженности организации.
Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью, сущность дебиторской задолженности
Во время финансово-хозяйственной деятельности у организаций всё время возникает необходимость в проведении расчетов со своими контрагентами бюджетом налоговыми органами и другими дебиторами и кредиторами. Отпуская продукт, хозяйствующий субъект обычно не получает деньги в оплату сразу, по сути кредитуя покупателей. Поэтому во время периода от отгрузки до поступления платежа средства образуют дебиторскую задолженность.
Экономическая сущность дебиторской задолженности многолика поэтому при формулировании ее определения имеется несколько мнений.
Так, под дебиторской задолженностью понимают задолженность перед организацией разных юридических и физических лиц которая происходит во время хозяйственной деятельности. Это понятие подразумевает балансовое равенство которое осуществляется из-за свойств двойной записи где любая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов и организация выступает в роли дебитора и кредитора.
Другой подход рассматривает дебиторскую задолженность как элемент обязательственного правоотношения который регулируется обязательственным правом одной из основных разновидностей гражданских правоотношений где субъектом выступают кредитор и должник объектом служит действие обязанного лица выраженное в форме прав требований (дебиторской задолженности) и соответствующих обязанностей - Долга (ст. 307 ГК РФ).
С позиции маркетинговой политики организации ряд авторов рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся привлечь как можно больше покупателей предоставив им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. В данном случае дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках кредитной политики организации. В связи с этим одной из нерешенных методических проблем является проблема оценки эффективности использования стимулирующей дебиторской задолженности как маркетингового рычага увеличивающего спрос на продукт (работы услуги) и объем продаж.
В рамках следующего подхода дебиторская задолженность понимается как форма инвестирования. Организации предоставляя дебиторскую задолженность в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукт (работы услуги) отвлекают свои оборотные средства в расчеты на нереально долгие сроки и тем самым кредитуют своих контрагентов формируют рисковую среду невозвратных товарных кредитов при очень длинных сроках расчета. В свою очередь собственное финансирование такие организации осуществляют за счет заемных средств чем трансформируют свои долги в долги по отношению к себе.
Дебиторская задолженность в соответствии с МСФО является финансовым инструментом.
По степени ликвидности выделяют: высоколиквидную неликвидную и среднеликвидную дебиторскую задолженность. Краткосрочная дебиторская задолженность (со сроком погашения до одного месяца) является высоколиквидной; безнадежная дебиторская задолженность которая не может быть конвертирована в денежные средства является неликвидной; все остальные виды дебиторской задолженности за исключением краткосрочной и безнадежной являются среднеликвидными.
По срокам образования дебиторскую задолженность можно разделить на краткосрочную среднесрочную и долгосрочную. Краткосрочной считается дебиторская задолженность со сроком погашения до 30 дней среднесрочной - дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 до 12 месяцев долгосрочной - свыше 12 месяцев.
По целесообразности образования дебиторскую задолженность может быть оправданной и неоправданной. Оправданной считается дебиторская задолженность срок погашения которой еще не наступил и связан с нормальными сроками документооборота. Просроченная задолженность - дебиторская задолженность связанная с ошибками в оформлении расчетных документов с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.; она является неоправданной.
В зависимости от обеспечения дебиторскую задолженность классифицируется как обеспеченная гарантиями и не обеспеченная гарантиями. Дебиторская задолженность может быть обеспечена неустойкой, залогом и другими способами предусмотренными законом или договором.
По степени надежности возврата дебиторскую задолженность различают как надежную, сомнительную и безнадежную. Надежной задолженность признается в случае подтверждения контрагентом исполнения своих обязательств а также если обеспечена гарантией. Сомнительной – не подтвержденная кредитором. Безнадежная – дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также признанная таковой по решению суда (вследствие ликвидации должника и др.).
Соблюдение нормы закона является классификационным признаком в соответствии с которым дебиторскую задолженность разделяют на надлежаще истребованную и неистребованную. Надлежаще истребованной считается дебиторская задолженность в случае подтверждения третьей стороной своих обязательств а также если имеется обращение в суд. Во всех остальных случаях дебиторская задолженность признается как неистребованная.
По степени планирования можно выделить планируемую и не планируемую дебиторскую задолженность. Ожидаемая величина задолженности является планируемой. Прочие виды – к не запланированной.
По возможности осуществления контроля выделяют контролируемую и неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается, если имеется заинтересованное аффилированное лицо которому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.
По статистике, 20-25% всех активов промышленного производства составляет дебиторская задолженность, а кредиторская – 10-15% пассивов.
Принимая это во внимание, признаем, что управление дебиторской задолженностью – важная часть краткосрочной финансовой политики влияеющая на прибыльность.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности чем меньше у нее «плохих» долгов тем короче цикл денежного обращения тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства.
При проведении в жизнь политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги которыми управляют лица принимающие решения) которые могут быть поделены на две группы.
Первая группа содержит три переменные кредитной политики а именно: дисконтные ставки дисконтный период и сроки кредитования. Вторая группа включает три переменные политики возврата средств.
Переменные первой группы влияют на объем продаж на структуру платежей на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Обычно при увеличении ставки дисконтирования число покупателей пользующихся ею растет. Переменные второй группы также могут повлиять на объем продаж компании на ее прибыльность и ликвидность.
В целях эффективного управления дебиторской задолженностью на организациях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя:
- контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
- определение политики предоставления кредита и инкассации для разных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов;
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
На величину дебиторской задолженности организации влияют:
- объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты;
- условия расчетов с покупателями и заказчиками;
- политика взыскания дебиторской задолженности;
- платежная дисциплина покупателей.
Кризисное состояние экономики массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов приводят к росту остатков неоплаченной продукции вместо денежных в качестве платежных средств используют суррогаты
К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер предпринимаемых по взысканию дебиторской задолженности и льготные условия предоставления кредитов:
- состояние бухгалтерского учета обоснованность проведения инвентаризации наличие эффективной системы внутреннего контроля;
- качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.
Качественная аналитическая работа предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности наличии и объемах просроченной задолженности а также конкретных дебиторах задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью организации.