Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия. Основные пути сокращения задолженности предприятия.

Под дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которая возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.

Поскольку в условиях рынка предприятия стараются привлечь как можно большее число клиентов, в том числе и используя предоставление различных скидок и отсрочек при оплате товара, дебиторская задолженность возникает неизбежно (80-90% приходятся на расчеты с покупателями), как результат проводимой предприятием кредитной политики. Кредитная политика предприятия – это набор правил, которые определяют условия предоставления кредита покупателям.

Политика управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

1.1. С целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов.

В соответствии со статьей 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Просроченная дебиторская задолженность – дебиторская задолженность, срок оплаты которой наступил и нарушен дебиторами.

Безнадежная дебиторская задолженность – часть просроченной дебиторской задолженности, взыскание которой не реально.

1.2.Оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:

а) Средняя величина дебиторской задолженности

б) Коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги

в) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги

1.3. Определяется средний периодинкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия

1.4. Оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

1.5. Определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность

2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к талям продукции.В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.

Формы реализации продукции в кредитимеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

4. Формирование системы кредитных условий.В состав этих условий входят следующие элементы: Срок предоставления кредита. Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит. Стоимость предоставления кредита. Условия оплаты товаров. Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. Система создания резервов по сомнительным долгам.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, оделяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

- факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту банком или другой факторинговой компанией (фактором) в обмен на уступку дебиторской задолженности;

- учет векселей, выданных покупателями продукции - представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от номинала векселя, срока, оставшегося до его погашения и величины, применяемой банком учетной ставки;

- форфейтинг - соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей и используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок, позволяя экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является „Система АВС" применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые „проблемные кредиты"); в категорию «В» — кредиты средних размеров; в категорию «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.

9. Контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Наши рекомендации