Организация кассовых операций в российской федерации и роль банков в их проведении
Организатором налично-денежного оборота в РФ является ЦБ РФ как эмиссионный центр страны. В этой связи на него возложены следующие функции:
· исключительное право эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения;
· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
· установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
· установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
· определение порядка-ведения кассовых операций для кредитных организаций. Кассовое обслуживание предприятий и организаций возложено непосредственно на коммерческие банки.
Схема налично-денежного оборота в РФ представлена на рис. 5.1.
Приведенная схема показывает, что налично-денежный оборот начинается в ЦБ РФ. Наличные деньги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы, ГРКЦ, или РКЦ, таким образом, они поступают в обращение. Из оборотных касс наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам — юридическим и физическим лицам (либо непосредственно, либо в кассы предприятий и организаций). Меньшая часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними (в случаях, когда стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке). Но большая часть выплачивается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг).
Население использует наличные деньги и для взаиморасчетов. Но большая их часть расходуется на уплату за квартиру и коммунальные платежи, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, уплату налогов, сборов, страховых платежей, арендных платежей, уплату штрафов, пеней и неустоек и т. д.
Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению).
Рис. 5.1. Схема налично-денежного оборота в Российской Федерации
Организация налично-денежного оборота на территории РФ регламентируется следующими нормативными документами ЦБ РФ:
· «Порядок ведения кассовых операций в РФ», утвержденный Решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40;
· Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 5.01.1998 г. № 14-П;
· Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 9.09.2002 г. № 199-П.
В соответствии с указанными документами все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Денежная наличность сдается предприятиями в кассы банка непосредственно или через объединенные кассы при предприятиях либо на почту для перевода на соответствующий счет в банк. Наличные деньги могут сдаваться также на договорных условиях через инкассаторские службы банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей и входящие в банковскую систему Российской Федерации.
Каждому предприятию по согласованию с его руководителями банк устанавливает порядок и сроки сдачи наличных денег, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банка.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или почта, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
· для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы в банке не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или на почту, — на следующий день;
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет ни учреждений банков, ни почтовых отделений, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — раз в несколько дней.
В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных денег в банк их остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодно всем предприятиям и представляет собой максимально допустимый остаток наличных денег, который может оставаться в кассе на конец рабочего дня. Все сверхлимитные наличные деньги должны полностью сдаваться в банк (на почту).
Для установки лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в банк по стандартной форме специальный расчет лимита остатка кассы (табл. 5.1).
Банк определяет лимит остатка кассы для предприятия индивидуально, исходя из объемов его налично-денежного оборота, особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, а именно:
· для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее в банк ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
· для предприятий, сдающих денежную выручку в банк на следующий день, — в пределах среднедневной выручки;
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих ее в банк не ежедневно, лимит определяется в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплат социального характера и стипендий).
1 Налично-денежная выручка за последние три месяца фактическая, (а по вновь организуемым предприятиям — ожидаемая) | ____тыс. руб. |
2 Средняя выручка (исходящая из числа рабочих дней предприятия за последние три месяца) | ____тыс. руб. |
3 Среднечасовая выручка (исходя из числа часов работы предприятия в день) | ____тыс. руб. |
4 Выплачено наличными деньгами из кассы предприятия за последние три месяца кроме расходов на заработную плату и выплат социального характера | ____тыс. руб. |
5 Среднедневной расход наличных денег (исходя из числа рабочих дней предприятия за последние три месяца) | ____тыс. руб. |
6 Сроки сдачи выручки: ежедневно, на следующий день, 1 раз в ___ дней (устанавливается индивидуально для каждого клиента) | |
7 Часы работы предприятия с ____ ч ____ мин до ___ ч ___ мин | _________ |
8 Время сдачи выручки: в объединенную кассу при предприятии, инкассатором, в кассу банка, на почту ______ ч ____ мин | |
9 Испрашиваемая сумма лимита | ____тыс. руб. |
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса в банке, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим свои счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими банками по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и других условий).
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих его банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.
По предприятию, не представившему расчет ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а вся не сданная в банк денежная наличность — сверхлимитной.
Известно, что заработная плата, стипендии, премии и другие выплаты производятся периодически. Периодичность выплат и крупные размеры таких платежей неизбежно создают большие колебания остатка наличных денег в кассах. Поэтому предприятиям предоставлено право хранить в своих кассах полученные на эти цели наличные деньги сверх установленных лимитов в течение 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера — до 5 дней), включая день получения денег в банке.
В целях устранения встречных денежных потоков предприятия, постоянно имеющие налично-денежную выручку в силу специфики своей деятельности (торговля, транспорт, зрелищные предприятия и т. д.), по согласованию с обслуживающими учреждениями банков могут часть ее расходовать непосредственно на месте без сдачи в банк.
В настоящее время таким предприятиям разрешено расходование собственной кассовой выручки на следующие цели:
· заработную плату и выплаты социального характера;
· на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
· командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря;
· на выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, не выполненные работы, не оказанные услуги;
· выплату возмещения убытков по договорам страхования физических лиц.
Решение о праве расходования предприятием денежной выручки из своей кассы принимается банком ежегодно на основании письменного заявления предприятия и специального расчета, который включается в форму для расчета лимита остатка кассы. При выдаче такого разрешения банк учитывает специфику деятельности предприятия, соблюдение им правил работы с денежной наличностью, состояние его расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов, банками по ссудам. Решение о праве расходования предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных банках принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка кассы.
Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности, валютные кассы. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников.
Каждый банк должен организовывать свой внутрибанковский налично-денеж-ный оборот рационально, т. е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежным оборотом.
Прогнозные расчеты кассовых оборотов составляются по основным источникам поступления наличных денег в операционную кассу банка и основным направлениям их выдачи из этой кассы (табл. 5.2).
Прогнозные расчеты составляются коммерческим банком на основании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах и кассовых заявок, полученных от обслуживаемой клиентуры. Кассовая заявка предприятия[28] в конечном счете должна показать банку, с одной стороны, сколько наличных денег поступит от данного клиента в кассу банка в предстоящем квартале, а с другой — в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассы банка.
Кассовая заявка имеет два раздела. В первом разделе отражаются все суммы поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме сумм, полученных из банка) по отдельным статьям кассового прогноза банка (торговая выручка, выручка пассажирского транспорта, выручка зрелищных предприятий и др.), а также указывается, какие суммы из этой выручки будут сданы в банк. Во втором разделе кассовой заявки клиента приводится расчет ожидаемых выплат заработной платы, стипендий, выплат социального характера, пенсий, пособий по соцстраху и выдач на другие цели и в какой части это потребует выдач наличных денег из банка.
Кроме собственно кассовых заявок предприятия должны подать в банк дополнительные к ним расчеты специального содержания. Например, торговые организации — сведения о поступлении торговой выручки; транспортные организации, зрелищные, коммунальные, предприятия бытового обслуживания — сведения о поступлении денежной выручки от соответствующих услуг; финансовые органы — сведения о поступлении налогов и сборов и т. д.
Прогноз кассовых оборотов, составленный на очередной квартал, сообщается банком расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корреспондентский счет,
1 Представляется в банк ежеквартально в срок, устанавливаемый каждым банком для своих клиентов самостоятельно (обычно за 60 дней до начала планируемого квартала). за 14 дней до начала планируемого квартала. Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег, получаемых от кредитных организаций. Расчеты составляются ежеквартально с распределением по месяцам и за семь дней до начала прогнозируемого квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Таблица 5.2Прогноз кассовых оборотов по символам прихода и расхода
Статьи прихода и расхода | Символы |
Приход | |
Поступление торговой выручки от продажи потребительских товаров (независимо от каналов их реализации) | |
Поступление выручки пассажирского транспорта | |
Поступление квартирной платы и коммунальных платежей | |
Поступление выручки зрелищных предприятий | |
Поступление выручки от реализации платных услуг населению | |
Поступление от реализации недвижимости | |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка РФ) | |
Поступления от предприятий Государственного комитета РФ по связи и информатизации | |
Поступления от учреждений Сберегательного банка РФ | |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | |
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка РФ) | |
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат | |
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами | |
Прочие поступления | |
Итого по приходу — символы 02 - 32 | |
Остаток операционной кассы в кредитных организациях на начало отчетного периода | |
Поступления денег в операционную кассу кредитной организации из оборотной кассы учреждений Банка России, касс других кредитных организаций, подведомственных учреждений | |
Баланс итог символов 02 - 37 = (итогу символов 40 - 72) | |
Расход | |
Выдачи на заработную плату и выплаты социального характера | |
Выдачи на стипендии | |
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера | |
Выдачи на выплаты социального характера | |
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов | |
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений | |
Выдачи на другие цели | |
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам | |
Выдачи со счетов по вкладам граждан | |
Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций | |
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | |
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации | |
Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг | |
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка РФ | |
Итого по расходу — символы 40 - 61 | |
Статьи прихода и расхода | Символы |
Остаток операционной кассы в кредитных организациях на конец отчетного периода | |
Пересылка наличных денег из операционной кассы кредитных организаций в оборотную кассу учреждений Банка России, кассы других кредитных организаций, подведомственных учреждений | |
Баланс (итог символов 40 - 72 = итогу символов 02 - 37) |
Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике, по источникам поступления наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Информационной базой данного прогноза служат оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных за предыдущие периоды, а также сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате, полученных от расчетно-кассовых центров.
Прогнозные расчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениями Банка России Департаменту регулирования денежного обращения ЦБ РФ за 3 дня до начала прогнозируемого квартала. В свою очередь, Департамент регулирования денежного обращения, обобщив полученные данные, составляет сводный расчет потребностей экономики страны в денежной наличности. В этом расчете учитываются такие факторы, как происходящие в экономике структурные изменения, темпы инфляции, а также принимаемые Банком России меры в области денежно-кредитной политики по стабилизации денежного обращения. Составленный сводный прогноз потребностей народного хозяйства в денежной наличности на предстоящий квартал передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ, который в конечном счете определяет механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении в предстоящем квартале.